О том, как создавался Печорский музей и как развивалось музейное дело в шестидесятых годах, рассказывает четвертый директор Печорского музея В.А.Денисова.
— Валентина Александровна, как случилось, что Ваша судьба пересеклась с историей нашего музея?
— В 1960 году меня пригласили на временную работу в музей, который находился тогда в не большом деревянном здании на углу улиц Юрьевской и Свободы, Я замещала заболевшего сотрудника, а так как была знакома с библиотечным делом, меня попросили обработать книжный фонд.
А первоначально музей располагался в Доме культуры. Первым директором был И.Ф Полеводин, вторым — М. С. Вильниц, я же пришла на работу в то время, когда музеем руководил А. Т. Таратушко.
В 1964 году я была принята в штат постоянно. В то время квалифицированных кадров в учреждениях культуры не хватало, да и у меня не было никакого опыта, образование — среднее: окончила педагогическое училище. Тем более, очень ценились высокообразованные, эрудированные люди. И таким среди нас был М.П.Шувалов, умнейший человек, юрист по образованию, закончивший Тартуский университет.
— Какие задачи решал музей в то время?
— Во-первых, каждый сотрудник должен был овладеть фотоделом, уметь зарядить фотоаппарат, проявить пленку и т. д. Кстати, в музее была маленькая, но очень удобная и хорошо оснащенная фотолаборатория. Сотрудники ездили по району, фотографировали передовиков производства, строящиеся промышленные и сельскохозяйственные объекты, торжественные мероприятия, связанные с теми или иными событиями. Трикотажная фабрика получила новые машины или пустила новый цех — мы все это старались запечатлеть. Благодаря этому, в музее была создана богатая фототека. По скудным материалам изучали историю крепости. Ходили по деревням, собирали старую домашнюю утварь и одежду.
И еще одна важная цель была поставлена перед коллективом: обследовать все могильные курганы, описать их, провести паспортизацию древнейших захоронений и мест первых поселений человека в нашем крае.
Печорский район издавна славился производством льна. Мы собирали по деревням орудия обработки этой культуры. Изучили всю технологию выращивания льна. Сельские жители с удовольствием отдавали в музеи за небольшую плату льняные изделия. В то время экскурсионного бюро не было. Экскурсии по крепости проводили сотрудники музея. Я считаю, что М. П. Шувалов как экскурсовод превзошел всех нас эрудицией, особенно глубокими познаниями в области истории и нашего края, в частности.
Научные сотрудники выступали с лекциями перед школьниками и трудовыми коллективами на темы: «Древнейшие поселения на территории края», «Печорский край в период Ливонской войны». «Печорский край в литературе и живописи» и т.д.
В музее проходили встречи участников Великой Отечественной войны с учащимися, пионерские сборы «С чего начинается Родина» и т. д.
— Располагаете ли Вы цифрами, дающими представление о посещении музея туристами и печерянами?
— У меня есть данные за 1 полугодие 1968 г, Тогда с 1 января по 30 июня в музее побывала 21 тысяча посетителей, проведено 530 экскурсий. Мы учитывали, сколько посетило музей рабочих, колхозников, школьников, студентов и представителей других категорий населения.
В то время в музее было открыто 3 отдела: истории, советского периода и природы. Последний пользовался огромной популярностью у ребят. Здесь постоянно толпилась детвора рассматривая чучела птиц и зверей, которые обитают в нашем крае, многие интересовались полезными ископаемыми, которыми богат район.
— А с кем из известных людей нашей страны Вам удалось встретиться?
— Запоминающихся встреч было много. Я сопровождала известного литературоведа Ираклия Андроникова, которого многие помнят по его выступлениям по телевидению с беседами о творчестве русских писателей, среди которых он больше всех любил М. Лермонтова. Андроников проявил большой интерес к истории нашего края и, поблагодарив меня за рассказ о крепости, сказал, что это не экскурсия, а прекрасная беседа.
В то время побывали в Печорах писатели С. Смирнов, В. Каверин, Р. Гамзатов, поэтесса Сильва Капутикян, маршал Голиков, знаменитый тенор Иван Козловский, который, прослушав «Херувимскую песню» в исполнении монастырского хора, отметил его профессиональное мастерство.
Перед съемками фильма «Андрей Рублев» в библиотеке музея много часов провел; режиссер А. Тарковский. В нашем музее историк Р. Скрынников изучал переписку князя А. Курбского со старцем Вассианом.
— Из Вашего рассказа можно сделать вывод, что сотрудники были загружены до предела и особенно много времени занимало проведение экскурсий. А как же обстояли дела с научной работой, учебой, повышением квалификации?
— Постепенно мы стали привлекать к проведению экскурсий интеллигенцию — учителей, работников культуры, представителей райкомов партии и комсомола, а в 1967 г. в музее был открыт экскурсионный отдел, которым заведовала В. П.Морозова.
Собирая материалы, касающиеся истории Печорского края — работали в разных архивах страны — в Псковском, Подольском, Таллинском. Поддерживали связь с Эрмитажем, Русским музеем в Ленинграде, Историческим в Москве, Тартуским этнографическим. Так, например, в Историческом музее меня научили определять время изготовления тканей, вышивок, качество фарфора.
Для научных исследований нам выделился библиотечный день, когда мы могли поработать над книгой в своей библиотеке или в Пскове, сделать соответствующие выписки, узнать что-то новое, касающееся истории края.
— Какие проблемы Вам пришлось решать, когда Вы были директором?
— Возглавляла я коллектив музея недолго: 2 года, с 1972 по 1974 г.
Остро встал вопрос о новом помещении. Я обращалась во все инстанции и успокоилась только тогда, когда председатель облисполкома Б.А.Осипчик твердо заверил меня, что здание бывшей поликлиники будет передано музею. И мы его получили. а вот реконструкция здания проходила в бытность другого директора — Н. Н. Лашиной.
— Что можете сказать о коллективе музейных работников?
— Сотрудники относились друг к другу с уважением и человеческим участием. Между нами не было разделения обязанностей. Если нужно было носить дрова — делали это все. Никто не жаловался на низкую зарплату. Людьми двигали чувство патриотизма, любовь к родному краю. Сотрудники стремились быть в курсе всех политических событий, больше узнать о русской православной церкви. Проводя экскурсии по крепости, старались быть лояльными к верующим.
А как болела за нашу работу и старалась нам помочь смотритель Л. В. Лейс!
Когда в Изборске работала археологическая группа под руководством В. В. Седова, все мы с удовольствием участвовали в раскопках. Я лично нашла железную иглу и серп XII века.
— Что лично Вам дала музейная работа?
— Это очень увлекательное дело, которое требует глубоких, разносторонних знаний, а потому приходилось постоянно работать над собой, расширять кругозор, много читать. Поработав в музее, я научилась на равных разговаривать с представителями власти и известными людьми, почувствовала уверенность в собственных силах, общественную значимость своего труда, поняла, какое огромное влияние могут оказывать на воспитание патриотизма, чувства прекрасного музейные экспозиции и выставки.