Это была комедия, но она, как и американская система начальной военной подготовки, чему был посвящён фильм, решает, на мой взгляд, очень серьёзную проблему - патриотического воспитания подростков, формирования у них таких качеств, как храбрость, надёжность, выносливость, энтузиазм, инициативность, бескорыстность. Хотелось бы больше узнать о военной подготовке американских школьников. Если можно, расскажите об этом более подробно. Ирина Фомина, жена офицера. Волгоградская область».
Возможно, автор письма смотрел фильм «Майор Пейн», в котором рассказывается, как отставной морской пехотинец, прошедший одиннадцать локальных конфликтов, обучает школьников азам военного искусства, воспитывает у них уважение к армии. Хотя похожих фильмов в США достаточно много, так как там придают огромное значение теме начальной военной подготовки, где закладываются основы гражданства, морального, физического и образовательного становления подрастающего поколения. Вспомним хотя бы слова главного героя той же картины «Майор Пейн»: «Воля к победе - это очень важная штука. Хотите доказать, что вы достойны лучшего? Старайтесь! Хотите быть победителями? Не сдавайтесь после первых неудач, ведь, как говорится, тяжело в учении, легко в бою. Ну и самое главное - это то, что не стоит отказываться от того, во что веришь».
Что же касается обучения подростков военному делу, то в американских средних школах, как государственных, так и частных, реализуется федеральная программа подготовки младших офицеров запаса, а точнее, юношеские курсы JROTC (Junior Reserve Officers’ Training Corps). Ещё в 1916 году президент США Вудро Вильсон подписал закон о национальной обороне, в котором говорилось и о начальной военной подготовке подростков, которая должна была вестись на курсах JROTC. Затем в 1964 году курсы были значительно модернизированы в соответствии со специальным законом о подготовке младших офицеров запаса. Следует сказать, что для школьников слово «офицер» - просто часть названия. Всё равно в случае вербовки в армию они будут солдатами. Правда, им предоставят льготы: в зависимости от срока обучения на курсах они смогут претендовать сразу же на получение званий категорий Е-2, Е-3, то есть рядового или рядового первого класса.
Согласно закону, основными целями JROTC являются воспитание в подрастающем поколении чувства гражданства и патриотизма, развитие уверенности в собственных силах, лидерства, улучшение способности общаться и устно, и в письменной форме, повышение уровня физической подготовки учащихся, воспитание уважения к американским вооружённым силам и их роли в защите национальных интересов, развитие знания команды, строевых навыков и основных военных правил. Как говорится в самой программе, она готовит подростков к тому, чтобы «лучше служить своей стране в качестве лидеров и подготовиться к военной службе».
«Я будущее Соединённых Штатов Америки» - гласит один из пунктов устава JROTC. Достаточно весомый аргумент для представителей юного поколения, чтобы воспитать у них любовь к родине. Школьников учат с особым почётом относиться и к американскому образу жизни, закладывая в систему их ценностей такие понятия, как «родина», «конституция», «национальная безопасность».
Ответственность за реализацию этой программы возложена на министерство обороны. В связи с этим в Пентагоне, а также в главных штабах видов вооружённых сил созданы специальные управления, которые координируют и организуют деятельность курсов JROTC. Ежегодно на эти цели Пентагон выделяет из своего бюджета около 400 млн. долларов. В прошлом году в 50 штатах США действовали 3.229 школ с программой JROTC. При этом командование сухопутных сил курировало 1.555 школ, ВВС - 724, ВМС - 619, морской пехоты - 260 и береговой охраны - 1. В следующем году планируется иметь уже 3.500 школ с программой JROTC.
Министерство обороны обязано предоставлять преподавателей из числа офицеров и сержантов, которые должны иметь по крайней мере четыре года военной службы и обладать дипломом средней школы. Хотя, например, на курсы JROTC морской пехоты отбирают преподавателей, которые имеют минимум 20 лет действительной службы и физически соответствуют требованиям, предъявляемым к военнослужащим этого рода войск. У авиационных курсов те же требования плюс преподаватель должен иметь степень бакалавра и быть инструктором по лётной подготовке.
Как правило, это отставные военнослужащие, которые продолжают получать пенсию по выслуге лет от федерального правительства. Кроме того, школы оплачивают им разницу от того, что они имели бы, продолжая оставаться на действительной службе. В обязанность министерства обороны входит обеспечение курсов учебными материалами, формой (ношение её обязательно во время занятий) и оружием. Оно также должно предоставлять учебные лагеря для проведения занятий и тренировок учащихся на местности.
В свою очередь школы также заинтересованы, чтобы у них действовали классы JROTC. Ведь в этом случае они получают от государства значительные финансовые и материальные средства. Кроме того, официальные исследования показали, что школьники, обучающиеся на курсах JROTC, гораздо прилежнее относятся к учёбе и отличаются большей успеваемостью, реже бросают школу и употребляют наркотики, среди них меньше преступников.
Большинство школ предлагает три-четыре года обучения JROTC. Для этого создаётся специализированный класс, в учебный план которого включают военную историю, военные уставы, основы гражданственности и физическую подготовку. Две трети школ предлагают программы по обучению меткой стрельбе. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники и прочее повышают рост интереса к классам. Некоторые школы организуют специальные посещения американских военных баз во время школьных каникул.
Стремление школ открыть у себя классы JROTC поддерживает и большинство родителей, которые считают, что это лучшая альтернатива компьютерным играм, телевизору, шатаниям по улице. «Воспитанники JROTC находятся в лучшей физической форме в отличие от сверстников, которые не являются кадетами этой программы», - говорит Майкл из штата Колорадо.
Следует подчеркнуть, что посещение этих классов - дело сугубо добровольное. Тем не менее многие школьники с удовольствием записываются на курсы JROTC. Например, для многих подростков немалый интерес представляет возможность быть принятыми в морской кадетский корпус или гражданский воздушный патруль, где занятия проводятся по программе JROTC. Там готовят кандидатов для поступления на службу в авиацию или на флот по определённым специальностям. Кадеты этих школ не только обучаются по выбранным ими профессиям непосредственно в этих заведениях, но часто выезжают на аэродромы боевой авиации и в гавани военно-морских сил. Они участвуют в демонстрационных вылетах, учебных плаваниях на боевых кораблях, что должно заинтересовать их как будущих солдат, матросов, офицеров. Кроме того, они получают достаточно реалистическое представление об авиационной и корабельной службе, о повседневной жизни и быте лётчиков и моряков.
Сегодня в классах JROTC обучаются свыше 600 тысяч американских мальчиков и девочек. Хотя попасть в такой класс весьма непросто. С одной стороны, существует большой конкурс - на 140–150 мест поступает, как правило, 2.000 заявок, а с другой - необходимо пройти серьёзные, порой жёсткие испытания на физическую выносливость, например сделать двадцать и более отжиманий.
Участники JROTC имеют такие же звания, как и в настоящих вооружённых силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от настоящих. Курсанты могут быть награждены лентами, медалями и грамотами как командованием курсов, так и другими организациями, например ассоциацией американских офицеров или американских ветеранов. Награждение победителей проводится в торжественной обстановке с приглашением преподавателей, родителей, ветеранов и других гостей.
О значимости и масштабности JROTC говорит и тот факт, что сорок процентов от общего числа генералов армии США начинали карьеру в JROTC. И это не случайно. Ведь у кадет формируется всестороннее образование, повышается самодисциплина, что помогает им впоследствии уверенно продвигаться по служебной лестнице. Хотя, несомненно, учёба, направленная на развитие лидерских качеств, даётся подросткам с трудом. Но достойные примеры военных начальников являются для них стимулом.
Газета "Красная Звезда", Екатерина Головченко
Кадры из фильма "Майор Пэйн"