А где будем набирать армейский спецназ?

Главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Владимир Чиркин заявил, что до 2020 года в его подчинении окажется на 26 соединений больше, чем сегодня. Как выяснилось, в Минобороны разработан план существенного усиления боевых возможностей нашей «царицы полей».
Дополнительно к существующим в Сухопутных войсках будут развернуты 10 разведывательных бригад (по одной в каждой армии), 14 бригад армейской авиации (десять в армиях и по одной в каждом из военных округов), а также 2 зенитные ракетные бригады.
Таким образом, через восемь лет в распоряжении главкомата Сухопутных войск РФ окажется 125 бригад различного состава и назначения.

Генерал Чиркин подчеркнул, что эти преобразования произойдут без увеличения общей численности Вооруженных сил, которая, как известно, на сегодняшний день определена в 1 миллион человек.
Все это можно было бы считать чисто ведомственными новостями (бригадой больше, бригадой меньше — кому это интересно, кроме генералов?), если бы не одно важное обстоятельство. На самом деле Министерство обороны в очередной раз вынуждено приниматься за восстановлением того, что собственноручно увлеченно разрушало все последние годы.

А именно: теперь понятно, что армейскую авиацию решено все же забрать у Военно-Воздушных сил и вернуть туда, где она почти всегда и находилась — в Сухопутные войска. Потому что современный общевойсковой бой без участия боевых и транспортных вертолетов представить невозможно. И распоряжаться этими вертолетами должен военачальник, который бой организует. А не клянчить их Христа ради у представителей ВВС.

Вертолётчиков забрали у Сухопутных войск и переподчинили Военно-Воздушным силам в 2003 году. О том, как это происходило, в свое время журналистам рассказывал бывший командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов:

«Всё решилось спонтанно, на коллегии Министерства обороны. На это заседание меня не пригласили. Раньше ставился вопрос (1995 г.) о передаче армейской авиации в ВВС страны, но тогда подход был другой. Заранее создали комиссию из 40 человек, опросили всё армейское руководство, проанализировали ситуацию и вынесли решение о нецелесообразности таких преобразований.
Здесь же Иванов спросил у Кормильцева (в ту пору — главкома Сухопутных войск), готов ли он передать армейскую авиацию в подчинение главкома ВВС Михайлова. Тот, не задумываясь, ответил: «Авиация должна быть в одних руках». Глупость. Самая настоящая глупость…
Через время они одумаются, но это опять упрётся в колоссальные затраты, как людские, так и финансовые. Уверен, что за содеянное ни Кормильцев, ни Квашнин (тогдашний начальник Генштаба) отвечать не будут».


Сегодня, выходит, одумались. А насчет колоссальных финансовых и кадровых потерь — кто за такое хоть раз ответил в нынешней России?

А где будем теперь набирать разведывательные бригады, то есть знаменитый армейский спецназ? И зачем не далее, чем в марте 2009-го разогнали знаменитую 67-ю Бердскую и 12-ю Асбестовскую бригады специального назначения ГРУ Генштаба? Кто за это ответит?

Эти вопросы мы обсудили с президентом Академии геополитических проблем генерал-полковником Леонидом Ивашовым:

- Озвученные генералом Чиркиным меры будут способствовать восстановлению армии. Но прежде нужно жестоко наказать тех, кто ее разваливал под видом реформ. В любом государстве последствия подобных решений предварительно просчитывают. Моделируют возможное развитие ситуации и только потом отдают приказы. У нас всё наоборот: принимают решение, расформировывают, разгоняют, реформируют и только потом начинают думать, как исправить то, что натворили.
Для того чтобы этого не происходило, должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц. Потому что государством тратятся ресурсы, подрывается его безопасность. И, конечно, в ситуацию неопределенности и полной дезориентации попадают военнослужащие, которые не знают, что их начальство выдумает завтра.
С другой стороны, восстановление Сухопутных войск говорит о том, что наша власть перестала бояться собственной армии. До этого и власть, и крупный бизнес опасались, что если ситуация в России дойдет до гражданской войны, то войска могут принять в ней участие на стороне народа. Не забудем, что в 2007 году мы подписали соглашение о беспрепятственном вводе войск НАТО на территорию России в случае резкой дестабилизации обстановки. Поэтому многие годы огромные деньги тратились лишь на ядерные силы. Сухопутным войскам доставались крохи.

- Почему у Кремля произошел сдвиг?

- Во-первых, изменилось отношение к российским властям со стороны Запада. Сегодня там почти все политические силы и финансовые круги категорически отвергают Путина. Во-вторых, многих российских лидеров напугала судьба Муаммара Каддафи. Тот сотрудничал с Западом, давал им деньги, но это ему не помогло.

- В 2003 году армейскую авиацию передали из состава Сухопутных войск в состав ВВС, сейчас возвращают обратно. Как вы к этому относитесь?

- Решение о ее передаче ВВС было принято под давлением очень недалекого военачальника – Анатолия Квашнина. Он наломал много дров. Армейская авиация потому так и называется, что она призвана поддерживать армию на поле боя. С самого начала было очевидно, что решение отдать вертолеты в ВВС — неправильное. Во-первых, ВВС и ПВО объединены в одну структуру и решают единые специфические задачи. Вертолетные подразделения для них — обуза. Во-вторых, сами Сухопутные войска лишились очень мощной огневой поддержки.
Это особенно ярко проявилось в августе 2008 года во время войны с Грузией. Когда наши войска двинулись вперед, в округе не оказалось ни одного вертолета, который можно было бы использовать для огневой поддержки, эвакуации, разведки или заброски спецгрупп. Даже отдел по взаимодействию с авиацией был расформирован. За эти глупости надо просто сажать.

- А что вы думаете о создании разведывательных бригад?

- Здесь ситуация аналогичная. Только описывается она не словом «ошибка», а словом «преступление». Наши лучшие подразделения специального назначения, такие как Бердская бригада спецназа ГРУ, разогнаны только потому, что власть боялась, что они начнут действовать на территории России в интересах народа. Сегодня весь мир делает ставку именно на подразделения специального назначения. А мы практически разрушили Главное разведывательное управление, войсковую и оперативную разведку, а теперь пытаемся их восстановить.

- Получится собрать все заново?

- Практически невозможно. Даже пригласить назад тех, кого выгнали, не получится. Большинство ребят страшно обижены на то, как с ними обошлись. И назад не пойдут. Поэтому на возрождение уйдет с десяток лет.

- Для восстановления армейской авиации потребуется столько же времени?

- С ней полегче. Потому что армейская авиация была не ликвидирована, а только ослаблена и переподчинена ВВС. Ее возвратят в Сухопутные войска и начнется обычная работа.
*****
Одним из яростных противников передачи армейской авиации из Сухопутных войск в состав ВВС был ее командующий (в 1989-2002 годах) генерал-полковник Виталий Павлов. Вот его мнение о планах Министерства обороны:
«С самого начала, когда передавали армейскую авиацию в состав ВВС, было очевидно, что ее придется возвращать. Это была абсурдная идея. И Афганистан, и Чечня, и другие военные конфликты показали, что армейская авиация – род Сухопутных войск, а ВВС она совершенно не нужна».

- Сильно мы отстали от вероятных противников из-за этих изъятий и возращений?

- Совсем не сильно – на каких-то лет 30.

- За какое время можно наверстать отставание?

- На воспитание кадров уйдет 10-15 лет. Ведь за минувшие годы уничтожен процесс подготовки и методика обучения. В главкомате Военно-воздушных сил сегодня всего три вертолетчика. Там просто некому заниматься организацией подготовки специалистов.
Когда я создавал армейскую авиацию, мне было в сотню раз легче, чем сейчас. У меня было 80 полков, были люди, которые прошли Афганистан, которые работали в общевойсковых армиях, — можно было устраивать настоящий «кастинг». А сейчас с квалифицированными кадрами большие проблемы.

- К 2020 году мы планируем создать 14 бригад армейской авиации. Еще раньше сообщали о планах Минобороны приобрести 1000 новых вертолетов к тому же сроку. Откуда возьмем летчиков?

- Это главная проблема. Для 1000 вертолетов нужно минимум 2200 летчиков. Каждого готовят по 4-5 лет. Возможности единственного оставшегося в стране Сызранского вертолетного училища позволяют выпускать максимум по 200 лейтенантов в год. А нужно — не менее 400. Это означает, что с 2016 по 2020 год мы в лучшем случае получим пилотов только для 500 вертолетов.
И это еще при условии, что никто не будет увольняться, не уйдет по здоровью и не разобьется. Плюс — не будут требовать летчиков погранвойска, МВД, МЧС и т.д. А в довершение ко всему учтите, что на сегодняшний день даже возможности Сызранского училища не используются в полном объеме. Оно сейчас для Министерства обороны выпускает только по 15-20 человек в год. Как Министерство обороны планирует укомплектовать эти новые бригады армейской авиации личным составом, для меня загадка.

army-news.ru (источник: Виктор Савенков, svpressa.ru)

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.3 (3 оценки)