Байка может и не очень смешная, но поучительная.
Случилось это не так давно, уже в пост перестроечные годы. Разработали в одном широко известном в узких кругах институте новую модель ракетоносителя. Ультрасовременная конструкция должна была позволить ракете лететь чуть ли не впритирку к земле, ниже границы, сканируемой радарами. Конечно, "впритирку" – это слишком сильно сказано, но лететь на должна была на высоте чуть ли не нескольких десятков метров, для ракеты – считай почти ползком, скорость то у нее – гиперзвуковая.
"А как же рельеф местности?" – спросите вы. А данные о рельефе хранились у нее в памяти "бортового компьютера", и при необходимости она поднималась/опускалась, сохраняя заданную высоту относительно поверхности. Пользовалась она, наверное, и данными со спутников, но главное, что летела она не в стратосфере, как обычно, а низенько-низенько, и ветер ей при этом не мешал.
Взлет же должен был происходить следующим образом – она выстреливалась невысоко вверх, затем корректировала свою высоту и летела к цели. И вот, прошли все предварительные испытания, наступило время проверки в условиях, близких к боевым. Отвезли ракету в поле, звучит приказ "Пуск!", ракета выстреливается и... со смачным шмяком падает неподалеку на землю. Что такое? Начальство хмурит брови. Разработчики божатся, что за время испытаний на их полигоне никаких сбоев не было.
Ракету отправляют на доработку. Несколько месяцев ушло на перепроверку систем, компьютеров, гироскопов (вдруг сбой в карте или позиционировании в пространстве), следуют проверки на полигоне. Все в порядке, ракета летит. Опять приезжают в поле, опять приказ "Пуск!" и... ракета с точно таким же шмяком падает на том же расстоянии, что и в прошлый раз...
Опущу подробности поисков неполадок, продолжавшихся ни один месяц и даже год.
Все объяснилось очень просто. Пусковая установка на полигоне разработчика располагалась на холме и при запуске у ракеты было некоторое время, чтобы скорректировать свое положение. На ровном же поле при испытаниях этого времени у нее уже не было. Всего-то нужно было правильно отрегулировать начальное положение рулей высоты.
Вот так были потрачены миллионы рублей не проблему, цена которой – булавочная головка...