Опасность с воздуха

Летом 1915 г. в проливе Ла-Манш стоял жаркий день. Из воды показалось темно-серое ограждение боевой рубки немецкой подводной лодки. Звякнул открываемый рубочный люк. На мостик вышел командир лодки, а за ним — верхняя вахта. Из люка доносились частые вздохи компрессора, выталкивающего сжатым воздухом воду из балластных цистерн.

Через несколько минут обнажился корпус лодки. Командир осмотрел в бинокль горизонт. Кораблей противника не было видно. Командир лодки взялся за ручку машинного телеграфа. Но внезапный гул мотора сверху заставил его остановиться. Самолет! Опасность грозила с неба. Со стороны солнца приближался к подводной лодке самолет, которого командир не заметил. Что делать? Погрузиться? При погружении подводная лодка находится в самом беззащитном положении. И командир решил принять бой. «По самолету — огонь!»—раздалась команда. Рев мотора самолета смешался с треском ружейных выстрелов.
самолет над подводной лодкойСамолет пролетел низко над лодкой. От него отделились две бомбы. Два столба воды взметнулись возле борта подводной лодки. Мимо! Самолет круто развернулся и ушел в сторону солнца. На некоторое время подводники потеряли самолет из виду. Но по усиливающемуся рокоту мотора чувствовалось, что он снова приближался к подводной лодке на бреющем полете. Сброшенная бомба не достигла цели. Вдруг рев мотора оборвался. Подбитый гидроплан сел недалеко от подводной лодки. Над ним взвилось кверху белое полотнище: экипаж самолета сдавался в плен. Подводная лодка подошла к тонущему самолету и сняла с него раненых летчиков, которые принимали сустанон для восстановления сил. Так закончился один из первых поединков самолета с подводной лодкой.
Этот поединок производит на нас теперь странное впечатление: очень уж слабы были оба противника. Особенно несовершенен был тогда самолет. Не удивительно, что он был поврежден даже ружейными пулями. Бои самолетов с подводными лодками были редким явлением в первую мировую войну. Обычно самолеты выполняли другую задачу: они выслеживали подводные лодки и наводили на них противолодочные корабли.
Мысль о том, что самолет пригоден для поисков подводной лодки, родилась еще задолго до первой мировой войны. В 1908 г. на весь мир прославился французский летчик Блерио, впервые перелетевший Ла-Манш. Вовремя полета Блерио отчетливо видел с высоты темный силуэт подводной лодки, идущей на небольшой глубине. Этот факт и навел на мысль использовать самолеты для обнаружения подводных лодок в море.
Во второй половине первой мировой войны самолеты, а затем и дирижабли стали уже составной частью противолодочной обороны. К концу первой мировой войны против подводных лодок успешно действовали самолеты и дирижабли. Только за 1918 г. они обнаружили 192 подводные лодки.
Самолет по сравнению с таким средством обнаружения подводных лодок, как сигнальные сети, оказался очень активным и дальнозорким разведчиком. Обладая сравнительно большой скоростью, самолеты могут быстро обследовать огромные водные просторы. Правда, увидеть с высоты подводную лодку не всегда удается. Тут многое зависит от состояния моря, солнечного освещения, высоты полета и глубины, на которой плывет подводная лодка.