Статья рассказывает о заключенных-художниках, творивших в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны. Выставку картин можно будет посмотреть c 27 января в Берлине в здании Бундестага.
Они были жертвами, но еще и художниками, люди, которые в нацистских лагерях и гетто продолжали рисовать.
Их произведения больше, чем просто картины, это сама история. Карл Бишоф был назначен начальником концентрационного лагеря Освенцим 1 февраля 1941 года. Для него это был не только шаг в карьере, но и идеальная возможность иметь свои портреты. В теплых красных, бежевых и коричневых тонах картина маслом показывает строительную площадку под голубым небом: мужчины у недостроенного здания, на заднем плане строительный кран, в центре рельсы, тут же сам Бишоф, неузнаваемый в форме СС и фуражке с мертвой головой. Нарисовано поляком Владиславом Зивеком арендующий офис в москва сити, заключенным концлагеря номер 5826. Это лишь одно из многих произведений, которые были нарисованы заключенными концлагерей Третьего рейха.
В честь 70-летия освобождения концлагеря Освенцим союзными войсками 27 января, во всемирный день памяти жертв Холокоста, в немецком Бундестаге состоится выставка таких произведений. Историки искусства уже много лет занимаются «искусством катастрофы», как они это называют. Выставка знакомит зрителей как с рисунками простых сцен из повседневной жизни в концентрационном лагере, тонкими портретами, на которых только по одежде можно узнать заключенных, так и с циничными карикатурами. Как же сохранились картины? Во время обхода территории комендант Рудольф Гесс увидел, как один из заключенных рисует лошадей. Так появилась идея создать лагерный музей. А одаренные художники получили больше шансов на выживание. Некоторые из них работали по заказу. Так, Винсент Гаврон, в 1942 году по фотографии написал для обершарфюрера СС портрет, на котором изобразил офицера с овчаркой. Сам художник писал об этом портрете: «Я изобразил двух собак – одну в ошейнике, другую в форме СС. Вознаграждением были два куска хлеба и 10 сигарет».
Многие талантливые произведения были утеряны навсегда. Но оставшиеся свидетельствуют о значении творчества в самые тяжелые периоды жизни людей, свидетельствуют о том, как надежда может пробудить творческий потенциал.