Полный список фильмов про разведчиков (СССР, Россия)

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок (а не Капуцинов, как многие привыкли) прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Это, несомненно, актуальная и своевременная новость, но разговор немного о другом. На одном из форумов спонтанно заметили список фильмов про разведчиков. Некая особа (возможно женского пола) года три назад нашла некоторые закономерности. Оказывается в жизни нашей страны были периоды, когда на экраны не выходило ни одного фильма про разведчиков. Любопытное наблюдение. Так ли это? И почему? Редакция 1071gru.xida.ru решила самостоятельно разобраться в ситуации. Список фильмов потом можете использовать как навигацию "А шо еще посмотреть?" (список пополняется). И там  еще группа соцсети с массой отличного видео по теме...

Итак, предоставляем слово заочной собеседнице "Керпенесса" (с ресурса liveinternet.ru, запись на форуме от 2008 года)...

"...Когда отечественная киноиндустрия пустилась в свободное от худсоветов и госзаказа плавание, появились и «беспроигрышные герои». Все 90-е годы нас кормили разного качества продукцией, воспевающей либо мошенников и бандитов, либо милиционеров и следователей. Причем довольно часто по повадкам и моральным нормам одни не слишком-то отличались от других.

Только про легендарных «ментов» было отснято несколько сотен серий («Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4»...). По-настоящему культовым стал сериал «Бригада». Собственно, и сегодня милиция и бандиты легко делают рейтинги на российском ТВ.
И это при том, что по соцопросам милиционер вовсе не самая престижная и желанная профессия. Да и опросы, где фигурировала профессия «бандит», остались в 90-х. У нашего времени новые герои. Должны были бы быть...
И телевидение отчаянно пытается найти героя, который бы был одинаково привлекателен для всех слоев общества. В последнее время вышли фильмы про врача-гинеколога, про экспертов-криминалистов, про сельского священника, про деревенского участкового (аж два!)... Героя пытались сделать из журналиста, адвоката, офицера...

И все эти фильмы народ с удовольствием смотрит, но всеобщей любви герои так и не удостоились. Почему мы делаем такой вывод? Очень просто. Ни про кого из этих персонажей так и не стали снимать продолжение. Верный знак.
Особый успех ждал сериалы про жизнь офиса - «Не родись красивой» - и про совершенно мифологическую для нашей страны семейку Шаталиных и их няню Вику. Впрочем, успех этих лент связан явно не с профессией героинь.

Как ни странно, но после ментов и бандитов всю страну очаровали только шпионы! За последний год нам показали сразу несколько шикарных фильмов - «Апостол», «Смерть шпионам!», «Диверсанты. Конец войны». С некоторой натяжкой к этому списку можно отнести и детективный сериал «Ликвидация»... Бойцы невидимого фронта с легкостью подвинули со своего пути слезные «мыльные оперы» и представителей всех других профессий. Причем в предыдущие годы российской истории «шпионский жанр» практически не был представлен ни на нашем ТВ, ни на большом экране. Первой ласточкой стал сериал «Диверсант» (2004 год).

Сравнив все самые популярные сериалы, можно попытаться составить некоторую формулу успеха.

В начале 90-х казалось, что тема Великой Отечественной войны в кино закрыта окончательно. О ней сняли десятки великих фильмов, написали сотни гениальных книг, спели тысячи трогательных песен. И это помимо идеологического шлака, целой пропасти довольно посредственных фильмов, песен, книг.
Ну а из-за потока бандитско-милицейских фильмов о войне едва ли вообще кто вспоминал.

Но в начале нового тысячелетия оказалось, что героика великой войны востребована. Причем в первую очередь. Почему? Ни одна другая тема, видимо, просто не цепляет так много людей, как война. Пожалуй, это единственная тема, которая по-прежнему объединяет общество. Отчасти за то, что мы до сих пор помним, можно поблагодарить эстонских фашистов и украинских националистов с их провокационными акциями. Все-таки мы за свое горой, и это радует.

Итак, первая составляющая - время. Вторая - герой. Это обязательно Штирлиц. Сильный, умный, удачливый разведчик. С самим полковником Исаевым произошла странная метаморфоза. Сначала чистой воды герой-победитель. Почти святой. Потом, причем на много лет, главный герой пошловатых анекдотов. И вот сегодня - снова герой.

Образы новых разведчиков объединяет некая обреченность. В отличие от разведчиков советского образца они уже не так уверены, что Родина за них стеной. В «Апостоле» Евгений Миронов и вовсе заложник ситуации. Над его семьей измываются. В «Диверсанте» постоянно идет линия возможной ликвидации отряда. Да и в «Смерти шпионам!» к наших асам шпионажа относятся без должного придыхания. В сериале «Ликвидация» герой Владимира Машкова Давид Гоцман вынужден бороться как с врагами, так и отчасти с советской властью.

Странно, что сейчас об этом надо напоминать, но главным советским разведчиком, символом и кумиром до Вячеслава Тихонова и его Штирлица был Павел Кадочников из фильма «Подвиг разведчика». Эта лента 1947 года запустила в народ массу афоризмов и поговорок. Многие из них используются до сих пор, причем о первоисточнике никто не вспоминает. «Терпение - и щетина превратится в золото», «У вас продается славянский шкаф?» - «Шкаф уже продан, но есть никелированная кровать с тумбочкой», «Выпьем за победу! (Кадочников поднимает бокал с фашистскими офицерами). За НАШУ победу!»...
Главная претензия к этому фильму - немцев показали откровенными идиотами, которых Кадочников легко обманывает и дурит. Но, честно говоря, от этого кино менее культовым не стало.
Тем более что все последующие фильмы про шпионов как раз и были посвящены созданию образа умного и сильного врага, с которым все-таки справляется еще более умный и сильный наш человек.

В конце 60-х появилось сразу пять (!) фильмов про разведчиков, которые остались в золотом фонде нашего кино: «Щит и меч», «Операция «Трест», «Мертвый сезон», «Путь в «Сатурн» и «Ошибка резидента». Такого «результативного» времени по шпионским фильмам у нас не было аж 40 лет! То есть до прошлого года...(имеется ввиду 2008 год, и в конце 60-х гг вышло не 5, а более 12 (!) фильмов, но сути дела не меняет - от редакции 1071gru.xida.ru).

Возможно, такой шквал шпионской активности связан с неким обострением патриотических чувств в обществе. Конец 60-х - это великие комсомольские стройки, это наше доминирование в спорте, это одна космическая победа за другой. А ведь есть враги, которые мешают. А борется с ними наш супергерой. И плюс - экзотика иностранных государств, к которой больше прикоснуться-то было негде.

Влияние, которое эти фильмы оказали на целое поколение, трудно переоценить. Они, возможно, стали основой национального самосознания. Что говорить, на прямой вопрос Донатаса Баниониса Владимиру Путину, правда ли он выбрал профессию разведчика после просмотра «Мертвого сезона», президент ответил утвердительно...

Но фильмом всех времен и народов стал, конечно, сериал «Семнадцать мгновений весны». И переплюнуть этот успех пока никому так и не удалось.
Последняя сага о разведчиках, которая завоевала всенародную любовь, вышла в 1984 году - это опять же сериал «ТАСС уполномочен заявить...». И только через 20 лет после этого появился «Диверсант»...".

(Далее следовал список кинофильмов, кстати, отечественных. Мы его дополнили до максимума и открылась занятная картинка - от редакции 1071gru.xida.ru)

"Морской пост", 1938 Иван Юдин
"Подвиг разведчика", 1947 Павел Кадочников
"Звезда", 1949 Николай Крючков
"У них есть Родина", 1949 Наталья Защипина
"Секретная миссия", 1950 Сергей Вечеслов

С 1950 по 1960 кино про разведчиков не снимали. В данный период времени Главное Разведывательное Управление укрепляло свои позиции и формировало соединения специального назначения (тот самый спецназ ГРУ).

"Вдали от родины", 1960 Вадим Медведев
"Иваново детство", 1962 Николай Бурляев
"Вызываем огонь на себя", 1963 Людмила Касаткина
"Я - Береза", 1964 Наталья Фатеева
"Дочь Стратиона", 1964 Людмила Платонова
"Как вас теперь называть?...", 1965 Анатолий Азо
"Игра без правил", 1965 Михаил Кузнецов
"По тонкому льду", 1966 Виктор Коршунов
"Циклон" начнется ночью", 1966 Анатолий Ромашин
"Туннель", 1966 Алексей Локтев
"Их знали только в лицо", 1966 Юрий Волков
"Сильные духом", 1967 Гунар Цилинский
"Крепкий орешек", 1967 Надежда Румянцева
"Марианна", 1967 Ирина Терещенко
«Операция «Трест», 1967 Игорь Горбачев
«Щит и меч», 1967 Станислав Любшин
«Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна» 1967 Михаил Волков
"Майор Вихрь", 1967 Владимир Гусев
«Мертвый сезон», 1968 Донатас Банионис
"Один шанс из тысячи", 1968, Анатолий Солоницын
«Ошибка резидента», 1968 Георгий Жженов
"Эксперимент доктора Абста", 1968 Сергей Десницкий
"Разведчики", 1968 Леонид Быков
"Это было в разведке", 1968 Виктор Жуков
"Адъютант его превосходительства", 1969 Юрий Соломин
"Пятеро с неба", 1969 Глеб Селянин
"Тройная проверка", 1969 Игорь Ледогоров
"Конец атамана", 1970 Асанали Ашимов
«Судьба резидента», 1970 Георгий Жженов
«Зеленые цепочки», 1970 Александр Луспекаев
«Белый взрыв», 1970 Армен Джигарханян
"Риск", 1970 Наталья Зорина
«Дерзость», 1971 Николай Олялин
"Последний рейс "Альбатроса", 1971 Витаутас Томкус
"Сатурн. Бой после победы", 1972 Георгий Жженов
"Всадники", 1972 Петр Ластивка
"Схватка", 1972 Людмила Чурсина
"Земля, до востребования", 1972 Олег Стриженов
«Семнадцать мгновений весны», 1973 Вячеслав Тихонов
"Человек в штатском", 1973 Юозас Будрайтис
«Парашюты на деревьях», 1973 Владимир Смирнов
"Скворец и Лира", 1974 Петр Вельяминов, Любовь Орлова
«Вариант «Омега», 1975 Олег Даль
"В Баку дуют ветры", 1975 Шахмар Алекперов
«Дожить до рассвета», 1975 Александр Михайлов
«Фронт без флангов», 1975 Вячеслав Тихонов
"Порт", 1975 Николай Мерзликин
"Назначаешься внучкой", 1975 Борис Андреев
"Тревожный месяц вересень", 1976 Виктор Фокин
"Фронт за линией фронта", 1977 Вячеслав Тихонов,
quot;Транссибирский экспресс", 1977 Асанали Ашимов
"В зоне особого внимания", 1977 Борис Галкин
"Отряд особого назначения", 1978 Леонхард Мерзин
"Где ты был, Одиссей?", 1978 Анатолий Ромашин
"Мерседес уходит от погони", 1980 Герман Юшко
"Испанский вариант", 1980 Янис Плесумс
"Берем все на себя", 1980 Владимир Никитин
"Архив смерти", ГДР, 1980 Юрген Цартманн
"Кодовое название "Южный гром", 1980 Клара Лучко
"Тегеран - 43", 1980 Наталья Белохвостикова
"Ожидание полковника Шалыгина", 1981 Борис Галкин
"Кольцо из Амстердама", 1981 Александр Сбруев
"Ответный ход", 1981 Борис Галкин
"Фронт в тылу врага", 1981 Вячеслав Тихонов
"Оленья охота", 1981 Александр Яковлев
"Подснежники и эдельвейсы", 1981 Лоренц Арушанян
"Взять живым", 1982 Федор Сухов
«Возвращение резидента», 1982 Георгий Жженов
"Сто первый", 1982 Александр Комаров
"Шел четвертый год войны", 1983 Игорь Класс
«ТАСС уполномочен заявить...», 1984 Юрий Соломин
"Тайная прогулка", 1985 Мирдза Мартинсоне
"Противостояние", 1985 Андрей Болтнев
"Человек в штатском", 1985 Юозас Будрайтис
"Тройной прыжок Пантеры", 1986 Абдрашид Абдрахманов
"Звездочет", 1986 Альбина Матвеева
«Конец операции «Резидент», 1986 Георгий Жженов
"Холодное лето пятьдесят третьего", 1987 Валерий Приемыхов
"Акция", 1987 Борис Галкин
"Отряд специального назначения", 1987 Александр Михайлов
"Большая игра", 1988 Владимир Гостюхин
"КАИР-2 вызывает АЛЬФУ", 1990 Борис Щербаков
"Неизвестные страницы из жизни разведчика", 1990 Юрий Дуванов
"На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди", 1992 Дмитрий Харатьян
"Черная акула", 1993 Валерий Востротин

"Агент национальной безопасности", 1999 Михаил Пореченков
"Агент национальной безопасности-2", 2000 Михаил Пореченков
"Львиная доля", 2001 Николай Караченцов
"Крот", 2001 Павел Новиков
"Агент национальной безопасности-3", 2001 Михаил Пореченков
"В августе 44-го", 2001 Евгений Миронов
"Мужская работа", 2001 Федор Бондарчук
"Крот - 2", 2002 Павел Новиков
"Между жизнью и смертью", 2002 Евгений Сидихин
"Русский спецназ", 2002 Александр Лифанов
"Спецназ", 2002 Александр Балуев
"Кодекс чести", 2002 Игорь Лагутин
"Мужская работа - 2", 2002 Федор Бондарчук
"Звезда", 2002 Игорь Петренко
"Родина ждет", 2003 Валерий Николаев
"Агент национальной безопасности-4", 2003 Михаил Пореченков
"Спецназ-2", 2003 Александр Балуев
"Неслужебное задание", 2004 Павел Майков
"Агент национальной безопасности-5", 2004 Михаил Пореченков
"Шпионские игры", 2004-2008 Игорь Костолевский
"Красная капелла", 2004 Сергей Юшкевич
"Спецназ по-русски", 2004 Александр Лифанов
"Кодекс чести-2", 2004 Игорь Лагутин
«Диверсант», 2004 Владислав Галкин
"Турецкий гамбит", 2005 Егор Бероев
"Прорыв", 2005 Игорь Лифанов
"Человек войны", 2005 Олеся Поташинская
"Неслужебное задание-2", 2005 Павел Майков
"Морские дьяволы", 2005 Олег Чернов
"Секретное оружие", 2006 Кирилл Плетнев
"Главный калибр", 2006 Марат Башаров
"Высота 89", 2006 Виктория Толстоганова
"Кодекс чести-3", 2006 Игорь Лагутин
"Под ливнем пуль", 2006 Татьяна Арнтгольц
"Неслужебное задание-3", 2006 Павел Майков
"Сволочи", 2006 Андрей Краско
"Хроника "Ада"", 2006 Александр Соловьев мл
"Псевдоним "Албанец"", 2006 Александр Дедюшко
"Алька", 2006 Анна Фомина
"Офицеры", 2006 Сергей Горобченко
«Смерть шпионам!», 2007 Никита Тюнин
"Морские дьяволы-2", 2007 Олег Чернов
«Параграф 78», 2007 Гоша Куценко
«Сапёры. Без права на ошибку», 2007 Борис Щербаков
«Диверсант. Конец войны», 2007 Владислав Галкин
«Апостол», 2008 Евгений Миронов
«Туман рассеивается (Внешняя разведка)», 2008 Борис Плотников
"Псевдоним "Албанец"-2", 2008 Александр Дедюшко
«Разведчики. Последний бой», 2008 Борис Щербаков
«Разведчики. Война после войны», 2008 Борис Щербаков
"Смерть шпионам - 2", 2008 Денис Никифоров
"Исаев. Молодость Штирлица (Бриллианты для диктатуры пролетариата. Пароль не нужен)", 2009 Даниил Страхов
"Морские дьяволы-3", 2009 Олег Чернов
"Снайпер: Оружие возмездия", 2009 Дмитрий Певцов
"Третьего не дано", 2009 Игорь Скляр
"Охота на Вервольфа", 2009 Борис Галкин
"Приказано уничтожить.Операция "Китайская шкатулка", 2009 Рената Литвинова
"Военная разведка: Западный фронт", 2010 Павел Трубинер
"Псевдоним "Албанец"-3", 2010 Александр Дедюшко
"Охотники за караванами", 2010 Алексей Серебряков
"Кодекс чести-4", 2010 Игорь Лагутин
"Двое", 2010 Андрей Мерзликин
"Смертельная схватка", 2010 Виктор Васильев
"Туман", 2010, Игорь Шмаков
"Морские дьяволы-4", 2010 Олег Чернов
"Туман рассеивается (Внешняя разведка)", 2010 Андрей Мягков
"Морские дьяволы-5", 2011 Олег Чернов
"Возвращение в "А", 2011 Сейдулла Молдаханов
"Последняя встреча", 2011 Валентин Смирнитский
"Контригра", 2011 Михаил Пореченков
"Без права на ошибку: Операция "Город"", 2011 Андрей Мерзликин
"Ялта - 45", 2012 Александр Голубев
"Снайпер 2. Тунгус"", 2012 Марина Александрова
"Военная разведка. Северный фронт", 2012 Павел Трубинер
"Команда восемь", 2012 Анастасия Лукьянова
"Разведчицы", 2013 Светлана Иванова
"Цель вижу", 2013 Наталья Анисимова
"Без права на выбор", 2013 Куандык Кыстыкбаев
"Задания особой важности. Операция "Тайфун", 2013 Эдуард Трухменёв
"С чего начинается Родина", 2014 Евгений Цыганов
"Ладога - дорога жизни", 2014 Ксения Раппопорт
"Молодая Гвардия", 2015 Никита Тезин

Подводим итоги. Наша собеседница немного ошиблась. После 90-го года в стране был такой бардак, что от безденежья не хватало средств терять время в архивах, в поисках нужной информации. Сюжеты могли появиться сразу из ближайшей подворотни, как в "Улицах разбитых фонарей", "Операх" и пр. (имеем ввиду криминализация общества влияла на сценарии, и реальная жизнь была покруче киношной). Но с другой стороны можно было и до библиотеки дойти. До "Диверсанта" 2004 года вышло все-таки еще несколько фильмов. Был точный разрыв с 1990 до 1999 года. Но финансами всего не оправдать. Бардака хватало и в головах. И вот какая небольшая примечательная деталь. Одним из первых фильмов (вернее сериалов) после периода безнадеги и безвременья с начала девяностых, был киносериал "Крот". Вообще-то про другое ведомство, про милицию.  Но так как сериал "Крот" вещал про внедренного агента под прикрытием, и главную роль в нем исполнил Павел Новиков, выпускник Печорского полка, то скажем, попал прямо в цель. О Павле Новикове мы расскажем несколько позже, в другой статье..
 

Другой разрыв в сценариях, съемках и прокате пришелся на исторический период с 1950 по 1960 годы. Вот тут совершенно точно узнаваемая  дата создания самых первых отдельных рот  спецназа ГРУ. Целых десять лет без "правильных киносеансов", когда об "этом" можно было только вполголоса молчать (или думать, на худой конец).  А с другой стороны, демаскировка стратегически важного направления. Интересно, у америкосов были такие ляпы на "Фабрике грез"?

После этих десяти лет "без настоящего кино" прилетела первая "ласточка". В 1957 году советский украинский писатель Юрий Дольд-Михайлик выпускает роман "И один в поле воин". Книга рассказывает о том, как в немецкий тыл под видом Генриха фон Гольдринга, сына немецкого шпиона, проведшего отроческие и юношеские годы в Советской России, внедряется советский разведчик Григорий Гончаренко. По мотивам этого романа в 1960 году был снят наш фильм "Вдали от родины".

По мотивам этого же романа( ! ), но уже в Польше, к 1964 году создается сценарий, а в 1967 году выходит на большой экран кинобомба "Ставка больше чем жизнь" из 18 серий, которая "взорвала" экраны Польши и десятков стран мира. В Советском Союзе фильм появился почти одновременно с нашим отечественным "Семнадцать мгновений весны" (и тот, и другой произвели настоящий фурор, особенно в женских сердцах, список требований к "настоящим мужчинам" пополнялся). В братском лагере Варшавского договора происходил бум шпионских военно-приключенческих сериалов: "На каждом километре" (Венгрия, Болгария, 1971г.), "Дело майора Земана" (Чехословакия, 1974г.), "Опасные связи" (Югославия).

Так что у экранных прототипов разведчиков судьбы складывались не менее захватывающе, чем у настоящих героев из жизни (и наоборот). И все-таки, почему так много фильмов появилось в конце 60-х годов, причем в разных странах мира одновременно? Скорее всего разгадка кроется не в политических мотивах, эскалации противостояния в холодной войне, или в чем-то еще. Как раз в это время вышли многосерийные фильмы и сериалы (и не только про разведчиков). Началась великая эпоха телевидения и пошла по всей планете. Телевизоры становились доступнее, и все больше завоевывали сердца киноманов. Это уже была другая история.

И еще немного про кино. Выше шла речь о художественных фильмах. Любители видео легко найдут документальный цикл "Поединки". Он рассказывает о выдающихся советских и российских разведчиках. Проект создан в 2009-2011 гг в сотрудничестве со Службой внешней разведки России. Главные герои всех десяти фильмов - реально существующие люди, с реальными биографиями, датами рождения и, увы...многие с датами смерти. Все операции и ситуации, в которые попадали наши герои - не плод выдумки авторов фильмов, а происходили в действительности. Место действия: Германия, Великобритания, США, Швеция, Аргентина, Мексика, Италия, Ватикан, Югославия, Южно-Африканская Республика и другие страны мира. Время действия: с 1940 года - по наши дни. А также фильм 2011 года  "Агент А - 201 — наш человек в гестапо", который рассказывает о ценнейшем источнике советской разведки под псевдонимом "А - 201" или "Брайтенбах" Вилли Лемане, одного из настоящих реальных "Штирлицев", сделавшего карьеру в недрах политической полиции фашистской Германии с риском для жизни. Драматичный и захватывающий  документальный вестерн (если так можно сказать).

В заключение предлагаем короткий предновогодний тост: "За КИНО!".
Фильмы он-лайн Вконтакте "Фильмы про разведчиков и шпионов". Много фильмов.

Фильмы он-лайн Вконтакте "Фильмы про разведчиков", 73 фильма
 

Для любителей Большого Синематографа есть другая группа Вконтакте на 6300 фильмов - "Фильмы культовых режиссеров" 
Также существует еще много ресурсов для просмотра в он-лайн. Или торренты для скачки. Например, КИНОЗАЛ.ТВ  или NNM - Клуб.

Этот материал подготовлен редакцией 1071gru.xida.ru на основе информации, полученной из открытых источников. Мы ни в коей мере не претендуем на любую историческую или научную ценность сделанных предположений. Это всего лишь осторожные гипотезы...

Ваша оценка: Нет Средняя: 3 (4 оценки)