Рассмотрено на заседании Педагогического Совета № от
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД "Печорский Дом детского творчества" С.И.Артемьева
дата
«Готов к труду и обороне»
возраст обучающихся 7—17 лет,
срок реализации — 1 год
Автор-составитель:
Тезнев Игорь Львович
педагог дополнительного образования
г.Печоры, 2013г.
Содержание
1. Пояснительная записка- 3-5 стр.
2. Учебно-тематический план -6-10 стр.
3. Содержание изучаемого курса-11-12 стр.
4. Методическое обеспечение программы-13-15 стр.
5. Список используемой литературы-16 стр.
1. Пояснительная записка
1. Введение
Программа военно – патриотического воспитания «Готов к труду и обороне» является программой дополнительного образования учащихся в общей системе образовательного процесса.
Предметом изучения данной программы является история родного края, России, её Вооруженных Сил, общефизическая и начальная военная подготовка.
Программа военно-патриотического воспитания учащихся «Готов к труду и обороне» разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 17 лет. Реализация программы будет способствовать углублению знаний учащихся по истории родного края, Российской государственности и воинской славы Отечества, воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и труда, приобретению высоких духовных и физических качеств, пропаганде и утверждению здорового образа жизни среди подростков, готовность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
2. Содержание проблемы военно – патриотического
воспитания, характеристика проблемы и обоснования необходимости
разработки Программы
Военно – патриотическое воспитание является одной из приоритетных в формировании у молодёжи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите Родины.
Военно-патриотическое воспитание позволяет приобрести юному гражданину важнейшие личностные морально-психологические качества, которые помогут ему противостоять имеющимся негативным тенденциям. В качестве таких тенденций можно выделить: распространение экстремизма в молодежной среде, употребление наркотиков, суицидальные происшествия и слабое здоровье подростков. В ходе переоценки ценностей, на современном этапе развития нашего государства, не удалось заложить основы духовно-нравственного единства общества, укрепить фундамент гражданского, идейного воспитания, сохранить бережное и уважительное отношение к нашей истории. В результате, среди части молодежи бытует скептическое, неприкрыто циничное отношение к воинской обязанности, долгу перед страной и народом. Все еще велико число призывников, уклоняющихся от военной службы, значительная часть молодых людей призывного возраста не подготовлена к службе в Вооруженных Силах ни морально, ни физически.
Сложившаяся ситуация требует качественного улучшения военно-патриотического воспитания. Проблемы возрождения и развития патриотизма должны рассматриваться в органическом единстве с ходом реализации областной долгосрочной целевой программы «Допризывная подготовка молодежи в Псковской области на 2012-2014 годы».
В последнее время, наметилась тенденция к усилению внимания общества, всех заинтересованных структур, организаций и ведомств к гражданскому, духовно – нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Исходя из всех этих предпосылок, разработана настоящая Программа.
Россия всегда была и остается страной высокой духовности. Россиянам свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Патриотизм в России – это проявление любви к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.
Актуальность программы связана с тем, что в современном обществе, обедненном истинными ценностями человеческой души и моральными качествами, воспитание должно быть обращено к духовной сфере человека.
В основу программы военно-патриотического воспитания положен принцип уникальности каждого ребенка. Воспитательные мероприятия лишь средство раскрытия этой уникальности. Каждый ребенок может попробовать себя в том или ином деле, и здесь не важна результативность, важен результат воспитательного воздействия на человеческие качества ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать бездуховность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.
Эта программа предусматривает систематическую работу с учащимися, рассматривает военно-патриотическое воспитание подростка не как самостоятельную задачу, а в неразрывной связи с его нравственным и трудовым воспитанием, развитием у подростка гражданственности, любви к природе, культуре и истории своей Родины. Основной особенностью программы является то, что она стимулирует активное участие подростков в разработке и реализации мероприятий патриотической направленности и предполагает создание в районе активно действующих подростковых коллективов с высокими духовно-нравственными устоями.
С 2001 по 2012 год основные элементы программы военно-патриотического воспитания были успешно апробированы в работе с подростками, что безусловно явилось надежным практическим подтверждением жизнеспособности основных идей и принципов организации военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, положенных в основу программы «Готов к труду и обороне».
12 лет военно-патриотический клуб "Рубеж" занимается военно-патриотическим, физическим, духовным, нравственным и трудовым воспитанием учащихся. Учащиеся Клуба принимали участие в 52 показательных выступлениях, участвовали в фестивале «Сыны Отечества», 6 раз выступили на Всероссийских турнирах по рукопашному бою в г.Сергиев-Посад Московской области и турнире по кулачному бою в г.Санкт-Петербурге. Неоднократно участвовали в турнирах по боксу. Совершали экскурсии в Псково-Печерский монастырь и музей- заповедник Изборск. Проводились военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования дружин юных пожарных и соревнования по стритболу.
Занятия в Клубе позволили выработать у учащихся потребность в физическом и духовном совершенствовании и здоровом образе жизни. Экскурсии по историческим местам нашего района, связанных с героической обороной Печорской и Изборской крепостей, знакомство с историко-архитектурными памятниками, их красота и величие благотворно влияют на духовный мир подростков.
В неформальной доверительной атмосфере, возникающей в ходе экскурсий, идеи патриотизма, любви к Родине, беззаветной преданности ей глубоко проникают в сознание подростка и все это создают максимально благоприятную атмосферу для зарождения у подростка военно-патриотических чувств. Ремонт в Клубе сделанный руками подростков и совершенствование учебно-материальной базы позволил получить им трудовые навыки, реально оценить свои возможности и гордиться достигнутыми успехами.
Программа военно-патриотического воспитания подростков в 2001-2012 годах в военно-патриотическом клубе «Рубеж» финансировалась предпринимателями и Псково-Печерским монастырем.
3. Цель и задачи Программы
Целью программы является реализация положений государственной программы ««Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Воспитание и формирование гармонически развитой, социально – активной личности, граждан и патриотов Отечества.
Задачи:
1.Реализация потребностей учащихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для прохождения военной службы по призыву и контракту, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения.
2.Воспитание у учащихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, коллективизма и товарищества.
3.Формирование и развитие у учащихся дисциплинированности, добросовестного отношения к учёбе. Воспитание общей культуры, высоких морально – психологических качеств, физической выносливости и стойкости.
4. Оценка эффективности реализации Программы.
В результате осуществления Программы ожидается:
- вовлечение значительного числа учащихся в организованный отдых и общественно – полезную деятельность;
- активизация работы по борьбе с вредными привычками в среде школьной молодежи, приобщение к здоровому образу жизни;
- повышение духовно – нравственного и физического потенциала учащихся, готовности к выполнению гражданских обязанностей;
- получение практических навыков по начальной военной подготовке;
- достижение нормативных требований по физической и огневой подготовке;
- воспитание чувства собственного достоинства, умения владеть эмоциями, развитие способности к анализу и принятию верных решений;
- воспитание чувства гордости и ответственности за Отечество, любви и уважения к ветеранам войны, труда, Российской Армии.
При определении эффективности военно-патриотического воспитании очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели, степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение учащихся. Однако при всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности военно-патриотического воспитания играют качественные критерии: глубина понимания и одобрения учащимися государственной политики, целей и задач Вооруженных Сил, степень доверия политическому и военному руководству страны, морально-психологическое состояние подрастающего поколения, его готовность к выполнению воинского долга, достойному служению Отечеству.
С помощью критериев эффективность военно-патриотического воспитания может быть определена тремя основными способами:
а) через конечный результат воспитания (определение эффективности данной деятельности в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом);
б) через конкретные особенности воспитания с точки зрения оптимального использования в процессе этой деятельности соответствующих средств, форм, методов для решения тех или иных педагогических задач в отношении различных категорий молодежи;
в) через изучение, фиксирование (по системе определенных параметров, показателей) тех реально проявляемых изменений, которые произошли или происходят в молодежной среде как в объекте воспитания в результате его осуществления.
Таким образом, критерии эффективности военно-патриотической работы позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения, не только усилия субъекта, но и их реализацию, воплощенную в объекте.
2. Учебно-тематический план
Россия – наше Отечество
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | Всего |
1 | Введение в основные этапы Российской государственности. Символы Российской государственности. | |||
1.1 | Российская государственность: этапы становления и развития. Российская Федерация в современных условиях. Символы Российской государственности. | 1 | - | 1 |
2 | История Печорского района и г.Печоры. | |||
2.1 | Дореволюционный период. После 1917 года. | 1 | - | 1 |
3 | Экскурсия в музей г.Печоры | |||
3.1 |
Обзорная экскурсия об истории города Печоры | 1 | 1 | |
Всего |
2 | 1 | 3 |
В
№ п/п |
Наименование тем |
Теор. | Практ. | всего |
1 | Дни воинской славы России | |||
1.1 |
История великих побед русской армии и флота: Дни воинской славы России |
1 | - | 1 |
2 |
История Печерской крепости |
|||
2.1 |
Строительство Печерской крепости. Крепость в период Ливонской и Северной войн |
1 | - | 1 |
3 |
История Изборской крепости |
|||
3.1 |
Труворово городище. Изборская крепость, план крепости. Словенские ключи. Изборско-Мальская долина |
1 | - | 1 |
4 |
Экскурсия в Псково-Печерский монастырь |
|||
4.1 |
Обзорная экскурсия об истории Псково-Печерского монастыря |
1 | 1 | |
5 |
Экскурсии в Изборский музей-заповедник |
|||
5.1 |
Обзорная экскурсия об истории Изборской крепости |
2 | 2 | |
6 |
Экскурсии к воинам-пограничникам |
|||
6.1 | Знакомство с условиями службы воинов-пограничников. Порядок охраны государственной границы. | 2 | 2 | |
всего | 3 | 5 | 8 |
Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Устав внутренней службы ВС РФ | |||
1.1 | Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказаний. | 1 | 1 | |
всего | 1 | - | 1 |
Строевая подготовка
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Строевые приемы и движение без оружия | |||
1.1 | Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и подход к начальнику. | 1 | 1 | |
2 | Строи отделения, взвода в пешем порядке | |||
2.1 | Развернутый и походный строй отделения. Отдание воинского приветствия отделением в строю на месте и в движении. | 1 | 1 | |
всего | 2 | 2 |
Огневая подготовка
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Пневматическая винтовка | |||
1.1 | Назначение, общее устройство и принцип работы пневматической винтовки. Основы и правила стрельб. Требования безопасности при обращении с винтовкой. | 1 | - | 1 |
2. | Ведение огня из пневматической винтовки по неподвижной цели. |
|||
2.1 | Изготовка к стрельбе. Производство стрельбы (прикладка, прицеливание, нажатие на спусковой крючок). Прекращение стрельбы. Тренировка в однообразии прицеливания. Изучение первого упражнения из пневматической винтовки. Требования безопасности при проведении стрельб. | 1 | - | 1 |
2.2 | Выполнение первого упражнения из пневматической винтовки. | - | 1 | 1 |
2.3 | Соревнования по стрельбе | - | 1 | 1 |
3. | Ручные гранаты | |||
3.1 | Назначение и боевые свойства и общее устройство ручных гранат. | 1 | 1 | |
3.2 |
Требования безопасности. Правила метания гранат по целям из траншеи, стоя с места и на ходу. Тренировка в метании гранат. |
1 | 1 | |
4. | Автомат Калашникова | |||
4.1 | История создания автоматического оружия. Назначение и боевые свойства автомата. Общее устройство и принцип работы автомата. | 1 | 1 | |
4.2 | Неполная разборка и сборка автомата. | 1 | 1 | |
всего | 4 | 4 | 8 |
Военная топография
№ п/п | Наименование темы | Теор. | Практ. | всего |
1 | Ориентирование на местности без карты | |||
1.1 | Некоторые сведения о местности. Общее понятие об ориентировании. Способы определения сторон горизонта. | 1 | 1 | |
2. | Движение по азимутам | |||
2.1 | Понятие об азимутах. Движение по азимутам. | 1 | 1 | |
3 | Понятие о топографической карте. Работа с картой. | |||
3.1 | Масштаб карты. Измерение расстояний по карте. Определение прямоугольных и географических координат. Изучение местности по топографической карте. | 1 | 1 | |
3.2 | Ориентирование и движение на местности по карте. Определение расстояния до объектов. | 2 | 2 | |
всего | 5 | 5 |
Физическая подготовка
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Общефизическая подготовка с элементами бокса | |||
1.1 | Физическая культура как часть общей культуры общества. Её значение для укрепления здоровья, всестороннего физического развития, подготовки к труду и военной службе Гигиенические требования к занимающимся и местам занятий. Требования безопасности во время занятий. | 1 | 1 | |
1.2 | Боевая стойка. Повороты. Движение по прямой. Движение вперёд с прямыми ударами. | 2 | 1 | |
1.3 | Движение по прямой назад. Прямые удары в движении вперёд и назад. Прямой удар левой в голову из стойки, с шагом вперед в стойке и шагом назад. | 2 | ||
1.4 | Прямой удар прямой в голову из стойки, с шагом вперед в стойке и шагом назад. | 2 | ||
1.5 | Прямой удар левой в голову с шагом "челнок". Прямой левой и правой в голову из стойки. "Шаг влево", "шаг вправо" в стойке. | 2 | ||
1.6 | Двойной шаг вперед и назад в стойке. Контрудар прямой левой рукой в голову после применения защиты шагом назад. Защита подставкой правой ладони от прямого удара левой в голову. | 1 | ||
1.7 | Прямой левой в голову из стойки на месте и правой в голову с шагом вперёд. Прямой удар левой рукой в корпус из стойки на месте.Два прямых удара левой в голову с двойным шагом вперёд. | 1 | ||
1.8 | Прямой удар левой рукой в корпус с шагом вперёд из стойки. Прямой удар правой рукой в голову с шагом назад из стойки.Разучивание бокового удара правой рукой в голову из стойки на месте. | 1 | ||
1.9 | Защита отбивом правой ладонью вниз от прямого удара левой рукой в корпус. Прямой удар правой рукой в корпус на месте из стойки.Отработка контрударов.Разучивание бокового удара левой и правой рукой в голову из стойки на месте. | 1 | ||
1.10 | Бой с тенью.Защита отбивом левой ладонью вправо от прямого удара левой рукой в голову. Защита уклоном назад от прямого удара левой рукой в голову.Отработка контрударов. | 1 | ||
2 | Общефизическая подготовка с элементами борьбы | |||
2.1 | Приёмы самостраховки. Удержание сбоку. Задняя подножка под выставленную ногу. | 2 | 2 | |
2.2 | Запрещены приёмы в борьбе. Переворот захватом рук. Бросок рывком за пятку.Рычаг локтя через бедро. | 2 | 2 | |
2.3 | Удержание поперек. Переворот рычагом. Бросок через бедро с захватом пояса. Защита от броска через бедро. Рычаг локтя через предплечье после обратного удержания сбоку.Выведение из равновесия рывком с падением. | 2 | 2 | |
2.4 | Уход от удержания сбоку. Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Задняя подножка с захватом руки и ноги. Защита от бросков с захватом ноги. | 2 | 2 | |
2.5 | Узел поперек. Передняя подножка с захватом руки и пояса. | 2 | 2 | |
2.6 | Уход от удержания сбоку. Боковая подсечка с захватом рук снизу. | 1 | 1 | |
2.7 | Зацеп изнутри. Ущемление ахиллова сухожилия.Защита от боковой подсечки.Вольные схватки. | 1 | 1 | |
2.8 | Переворот с захватом руки и ноги изнутри.Бросок с захватом шеи и туловища сверху. | 1 | 1 | |
2.9 | Уход от удержания сбоку, вращаясь. Бросок через голову. Защита от зацепов. Вольные схватки. | 1 | 1 | |
3 | Общефизическая подготовка с элементами рукопашного боя | 14 | 14 | |
3.1 | Стойки. Техника передвижений. Техника падений, кувырков и перекатов. | 2 | 2 | |
3.2 | Техника ударов руками. Защита от ударов руками. | 2 | 2 | |
3.3 | Техника ударов ногами. Защита от ударов ногами. | 4 | 4 | |
3.4 | Защита от противника вооруженного ножом. | 2 | 2 | |
3.5 | Защита от противника вооруженного автоматом, пистолетом. | 2 | 2 | |
3.6 | Защита от ударов палкой. | 2 | 2 | |
4 | Общефизическая подготовка с элементами русского боевого искусства и кулачного боя | 12 | 12 | |
4.1 | Стойки. Техника передвижений. Техника падений, кувырков и перекатов. | 2 | 2 | |
4.2 | Техника защиты от ударов без контакта с противником. | 2 | 2 | |
4.3 | Техника защиты от ударов в контакте с противником. | 2 | 2 | |
4.4 | Техника освобождения от захватов. | 2 | 2 | |
4.5 | Болевые приемы, приемы обезоруживания и удержания. | 2 | 2 | |
4.6 | Техника кулачного боя. | 2 | 2 | |
5 | Занятия по хоккею | 24 | 24 | |
5.1 | Техника катания на коньках. | 16 | 16 | |
5.2 | Игрок в нападении | 4 | 4 | |
5.4 | Игрок в защите | 4 | 4 | |
6 | Занятия по футболу | 5 | 5 | |
6.1 | Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек. | 1 | ||
6.2 | Освоение ударов по мячу и остановок мяча | 1 | ||
6.3 | Освоение техники ведения мяча | 1 | ||
6.4 | Освоение тактики игры. Игры. | 2 | ||
всего | 1 | 84 | 85 | |
Тактико-специальная подготовка |
||||
1. | Организация и боевые возможности группы СпН | |||
1.1 | Организация группы. Штатное вооружение. Боевые возможности группы. | 1 | 1 | |
2 | Учебно-полевые выходы | |||
2.1 | Требования безопасности при проведении учебно-полевых выходов. Маскировка. Боевой порядок группы. Обеспечение боевых действий группы. Управление группой. | 6 | 6 | |
2.2 | Способы передвижения разведчиков. Организация дневки. | 7 | 7 | |
2.3 | Организация наблюдения | 4 | 4 | |
2.4 | Организация засады. | 4 | 4 | |
2.5 | Организация налета | 4 | 4 | |
2.6 | Организация поиска | 4 | 4 | |
всего | 1 | 29 | 30 | |
Медицинская подготовка | ||||
1 | Оказание первой медицинской помощи при ранениях |
1 | 1 | |
1.1 | Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Повязки и перевязочный материал. Правила наложения повязок. | |||
всего | 1 | 1 | ||
Радиационная, химическая и биологическая защита |
||||
1 | Приемы и способы индивидуальной защиты. | |||
1.1 | Средства индивидуальной защиты. Защитные свойства средств индивидуальной защиты органов дыхания: фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, комплектов дополнительного патрона. Порядок пользования. Требования безопасности при работе в средствах защиты органов дыхания. Средства защиты кожи: общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Правила пользования. | 1 | 1 | |
всего | 1 | 1 | ||
1 | Зачётные и контрольные занятия | 2 | 2 | |
ИТОГО | 12 | 132 | 144 |
Содержание изучаемого курса учитывает сложившиеся к настоящему времени особенности экономического и социального развития района, его исторические особенности и культурные традиции.
Содержание изучаемого курса состоит из следующих частей:
1. Подготовительная часть
1) Детальная разработка отдельных положений и согласование их со всеми заинтересованными и привлекаемыми сторонами и организациями.
Срок : август
2) Проведение совещания в Доме детского творчества с приглашением представителей молодежного центра, управления образования, отдела военного комиссариата Псковской области по Печорскому району, Псково-Печерского монастыря, Совета ветеранов войны и труда по вопросам реализации программы.
Срок: август
3) Проведение встречи родителей и учащихся Клуба с целью ознакомления с Программой.
Срок: сентябрь
2. Основная часть
1) Организация и проведение 2 экскурсий по военно-историческим местам Печорского района (Псково-Печерский монастырь и Изборская крепость) и одной экскурсии в музей г.Печоры.
Срок: сентябрь-октябрь, апрель-май
2) Проведение встреч с ветеранами Вооруженных Сил и военнослужащими-пограничниками.
Срок : февраль – апрель
3) Организация в Дни воинской славы России лекций, бесед, тематических вечеров.
Срок: сентябрь- апрель
4) Обмен опытом с другими военно-патриотическими клубами ( ВПК «Высота» г.Псков).
Срок : сентябрь – август
5) Сбор материала по истории СПЕЦНАЗА ГРУ ГШ ВС и 1071-ого отдельного учебного полка специального назначения для пополнения экспозиции музея.
Срок : сентябрь – май
6) Проведение практических занятий по общефизической подготовке с элементами русского боевого искусства, рукопашного и кулачного боя, борьбы, бокса.
Срок : сентябрь – май
7) Занятия по общевойсковой подготовке
Срок : сентябрь-май
8) Занятия по футболу.
Срок : сентябрь, июнь, июль
9) Занятия по хоккею.
Срок : декабрь-март
10) Организация и проведение военно-спортивных игр
Срок : апрель-май
11) П роведение 8 учебно-полевых выходов.
Срок : сентябрь-декабрь, май-июнь
12) Подготовка статей, фотоматериала и видеоматериала для освещения средствами массовой информации результатов работы Клуба.
Срок : сентябрь -май
13) Создание видеосюжетов о работе Клуба.
Срок : сентябрь-май
14) Проведение показательных выступлений по рукопашному бою в школах и на праздничных мероприятиях города.
Срок : ноябрь –май
15) Участие в первенстве России по рукопашному бою среди православных клубов по приглашению Детского центра образования «Пересвет» г.Сергиев –Посад
Срок : май
16) Участие в слете военно-патриотических клубов России имени Святого Благоверного князя Александра Невского.
Срок : май
17) Участие в слете военно-патриотических клубов «Внуки Маргелова» г.Псков.
Срок : июнь
18) Участие в военно-исторических, фольклорных фестивалях и Масленицах, проводимых в Псковской области.
Срок : февраль-август
19) Организация и проведение соревнований по стритболу.
Срок: август
20) Участие в радиоэкспедиции посвященных Дню Победы
Срок: май
3. Завершающая часть
1) Проведение совещания с представителями заинтересованных и привлекаемых сторон и организаций по подведению итогов реализации программы в 2013-2014 годах и планирование работы по ее дальнейшему совершенствованию, выработке рекомендаций по ее проведению в 2014-2015 гг.
Срок : август 2013 г.
Кадровое обеспечение
Руководителем программы является управление образования Печорского района.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет заместитель директора Дома детского творчества.
Основным исполнителем программы является военно-патриотический клуб "Рубеж".
Для реализации программы будут привлечены:
- преподаватели ОБЖ и физкультуры;
- ветераны ВС;
- работники библиотеки;
- монахи Псково-Печерского монастыря.
4. Методическое обеспечение программы
Основной метод проведения теоретических занятий – рассказ, беседа; практических – разучивание упражнений и тренировки.
Оценка знаний и умений проводится путём тестов, викторин, контрольно – поверочных
занятий, сдачи нормативов и участие в соревнованиях.
При всех формах практических занятий непременное требование – напоминание и соблюдение требований безопасности.
Положения уставов, не связанные с практическими действиями, изучаются методом беседы с разъяснением соответствующих требований и использованием плакатов, видеофильмов.
В ходе занятий обучающимся необходимо разъяснить, что уставы являются законом жизни Вооруженных Сил, точное и беспрекословное выполнение их требований - священная обязанность каждого военнослужащего; приводить примеры образцового несения службы воинами Вооруженных Сил и безупречного выполнения ими требований присяги и уставов; рассказывать о героических подвигах советских воинов в мирное время и в годы Великой Отечественной войны, воинов выполнявших боевые задачи в Афганистане и участников боевых действий по защите конституционного строя государства.
Для развития у обучаемых смекалки и привития им навыков в сознательном усвоении уставов необходимо на занятиях создавать обстановку, в которой они должны самостоятельно принимать решения и выполнять практические действия в объеме изученных тем по уставу.
Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке. На занятиях по строевой подготовке обучаемые вначале знакомятся с техникой выполнения строевых приемов в целом и по разделениям, а затем тренируются по командам руководителя занятий, и самостоятельно до правильного выполнения строевых приемов.
Совершенствование одиночных строевых приемов проводится, как на специальных занятиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам, а также при всех построениях, передвижениях и при проведении оборонно-спортивных мероприятий.
Автомат Калашникова АК-74, ручные осколочные гранаты, основы и правила стрельбы вначале изучаются на занятиях, проводимых в учебном кабинете. В ходе занятии обучаемые приобретают знания по боевым свойствам автомата и гранат, и их общему устройству; им прививают навыки в разборке и сборке, чистке и смазке автомата, знакомят с правилами ухода за стрелковым оружием, его сбережения и хранения, и мерам безопасности при обращении с оружием.
Занятия по огневой подготовке проводить в соответствии с требованиями Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков ВС РФ, (изд.2006 г.) (далее именуется – Курс стрельб). Выбор упражнений стрельб, выполняемых в ходе учебных сборов в воинских частях, и учебных мест проводятся только на основании положения Курса стрельб.
На учебных местах по изучению приемов и правил стрельбы, материальной части АК и разборке и сборке, обучению однообразию прицеливания используют учебные автоматы, макеты автоматов, пневматические винтовки, командирские ящики и прицельные станки. По содержанию занятия должны обеспечивать наращивание и совершенствование ранее приобретенных знаний, навыков и умений. Их эффективность достигается правильно организованным объективным контролем за действиями обучаемых на учебных местах при выполнении каждого действия.
При проведении стрельб из пневматической винтовки устанавливается следующий порядок: по команде руководителя стрельбы обучаемые получают пули и изготавливаются к стрельбе и докладывают о готовности к стрельбе, проверив подготовку обучаемых, и убедившись в их готовности к стрельбе, руководитель стрельб подает команду на заряжание оружия и на открытие огня по команде «огонь». Каждый обучаемый производит определенное количество выстрелов и докладывает об окончании стрельбы.
По команде «отбой» оружие разряжается и осматривается, стреляющие подводятся к мишеням, им объявляются результаты.
Перед стрельбой проводятся занятия с каждым обучаемым по мерам безопасности, условии выполнения упражнений, материальной части автомата, приемов и правил стрельб с места.
Тактическая подготовка в ходе полевых занятий является одним из важнейших разделов обучения. Она наиболее полно обеспечивает комплексное изучение молодежью вопросов ОВС, выработки навыков и приёмов действий в обороне и наступлении.
На занятиях по физической подготовке быстрота усвоения упражнений (приемов) зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения. На занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие учащихся, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.
Методическими принципами при проведении занятий по физической подготовке являются: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.
На полевых занятиях обучаемым доводится тактическая обстановка. Затем показывается и разъясняется техника выполнения приема (действия), после чего тренируются обучаемые, в начале- по элементам, а затем в целом.
В программе определены конкретные задачи формирования патриотизма на различных возрастных этапах становления личности, в различных видах деятельности.
Младшие школьники. Формирование элементарного понимания Родины, Отечества, представлений о Российском государстве, его патриотических - боевых, трудовых и культурных традициях; патриотической направленности потребностей и интересов, желаний и стремлений детей; чувства естественной привязанности и любви к родным местам, к Родине.
Ознакомление с простыми общественными идеалами, нормами морали, традициями и ценностями российской культуры. Воспитание интереса к героическому ратному труду, накопление опыта переживаний героических событий в истории нашей Родины.
Формирование представлений о том, что россияне связаны с Родиной, родным краем через своих предков, родителей, семью, в которой сложились традиции и обычаи, и которые отражают традиции общества.
Создание условий, в которых может зародиться еще не осознанная любовь к Родине в виде любви к семье, к друзьям, к знакомым, к городу (месту жительства).
Основной упор на начальных этапах воспитания патриотизма делается на психологические аспекты восприятия родного края, Родины, Отечества.
Подростки. Формирование понимания Родины как процесса развития Российского государства и народа; любви к родной земле, национальной территории, гордости за Отечество и родной край.
Ознакомление с символами Российского государства - гербом, флагом, гимном, традициями и ценностями российской культуры. Воспитание интереса к героическому, к воинской деятельности.
Накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины. Обоснование того, что исторически и социально, каждый человек связан с Родиной, что великие подвиги личности и народа - это результат любви к Отечеству, желание сохранить самобытность и независимость своего народа, свой образ жизни и мыслей, во имя будущих поколений.
В этом возрасте дети начинают осознавать себя членами общества - через семью, коллектив, круг друзей и т.д. Поэтому у них следует воспитывать чувство ответственности за свою Родину, народ, их будущее. Ответственность предполагает ощущение сопричастности к реальным процессам, происходящим в городе, стране, в этой связи подростков следует больше привлекать к социально значимому труду, формировать у них патриотический опыт.
На этом возрастном этапе следует формировать идеал и ценности общества, показывать их историческую обусловленность.
Старшие школьники. Формирование понятий «Родина», «Отечество», патриотического сознания, патриотических отношений, психологической и волевой готовности к патриотическому поведению; развитие общероссийского чувства любви к Отечеству, веры в его внутренние силы и способность к самовозрождению; воспитание гражданственности.
Формирование эмоционального опыта восприятия героической истории Родины, гражданской и личностной позиций в выборе жизненного пути и будущей профессии, героического идеала, гражданского отношения к труду и защите Родины, закрепление стремления вести здоровый образ жизни, закалять свой организм.
Формирование представлений о своей стране как субъекте мирового порядка, едином государственном образовании, интереса к национальному хозяйству, национальному богатству как источнику, фундаменту независимости российского государства.
Заключение
Данная Программа ориентирована на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в одном из важнейших направлений военно-патриотического воспитания.
При разработке Программы был использован опыт в развитии у учащихся гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Программа имеет открытый характер и доступна для участия в ее совершенствовании и развитии различных учебных заведений, общественных движений и объединений с собственными инициативами и проектами.
Реализация Программы является основой для решения важнейших задач военно-патриотического воспитания учащихся, повышения уровня их готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества и предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой деятельности.