возраст обучающихся 7—17 лет,
срок реализации — 1 год
Автор-составитель:
Тезнев Игорь Львович
педагог дополнительного образования
г.Печоры, 2013г.
Содержание
1. Пояснительная записка- 3-5 стр.
2. Учебно-тематический план -6-10 стр.
3. Содержание изучаемого курса-11-12 стр.
4. Методическое обеспечение программы-13-15 стр.
5. Список используемой литературы-16 стр.
Предметом изучения данной программы является история родного края, России, её Вооруженных Сил, общефизическая и начальная военная подготовка.
Программа военно-патриотического воспитания учащихся «Готов к труду и обороне» разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 17 лет. Реализация программы будет способствовать углублению знаний учащихся по истории родного края, Российской государственности и воинской славы Отечества, воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и труда, приобретению высоких духовных и физических качеств, пропаганде и утверждению здорового образа жизни среди подростков, готовность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
2. Содержание проблемы военно – патриотического
воспитания, характеристика проблемы и обоснования необходимости
разработки Программы
Военно – патриотическое воспитание является одной из приоритетных в формировании у молодёжи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите Родины.
Военно-патриотическое воспитание позволяет приобрести юному гражданину важнейшие личностные морально-психологические качества, которые помогут ему противостоять имеющимся негативным тенденциям. В качестве таких тенденций можно выделить: распространение экстремизма в молодежной среде, употребление наркотиков, суицидальные происшествия и слабое здоровье подростков. В ходе переоценки ценностей, на современном этапе развития нашего государства, не удалось заложить основы духовно-нравственного единства общества, укрепить фундамент гражданского, идейного воспитания, сохранить бережное и уважительное отношение к нашей истории. В результате, среди части молодежи бытует скептическое, неприкрыто циничное отношение к воинской обязанности, долгу перед страной и народом. Все еще велико число призывников, уклоняющихся от военной службы, значительная часть молодых людей призывного возраста не подготовлена к службе в Вооруженных Силах ни морально, ни физически.
Сложившаяся ситуация требует качественного улучшения военно-патриотического воспитания. Проблемы возрождения и развития патриотизма должны рассматриваться в органическом единстве с ходом реализации областной долгосрочной целевой программы «Допризывная подготовка молодежи в Псковской области на 2012-2014 годы».
В последнее время, наметилась тенденция к усилению внимания общества, всех заинтересованных структур, организаций и ведомств к гражданскому, духовно – нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Исходя из всех этих предпосылок, разработана настоящая Программа.
Россия всегда была и остается страной высокой духовности. Россиянам свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Патриотизм в России – это проявление любви к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.
Актуальность программы связана с тем, что в современном обществе, обедненном истинными ценностями человеческой души и моральными качествами, воспитание должно быть обращено к духовной сфере человека.
В основу программы военно-патриотического воспитания положен принцип уникальности каждого ребенка. Воспитательные мероприятия лишь средство раскрытия этой уникальности. Каждый ребенок может попробовать себя в том или ином деле, и здесь не важна результативность, важен результат воспитательного воздействия на человеческие качества ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать бездуховность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.
Эта программа предусматривает систематическую работу с учащимися, рассматривает военно-патриотическое воспитание подростка не как самостоятельную задачу, а в неразрывной связи с его нравственным и трудовым воспитанием, развитием у подростка гражданственности, любви к природе, культуре и истории своей Родины. Основной особенностью программы является то, что она стимулирует активное участие подростков в разработке и реализации мероприятий патриотической направленности и предполагает создание в районе активно действующих подростковых коллективов с высокими духовно-нравственными устоями.
С 2001 по 2012 год основные элементы программы военно-патриотического воспитания были успешно апробированы в работе с подростками, что безусловно явилось надежным практическим подтверждением жизнеспособности основных идей и принципов организации военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, положенных в основу программы «Готов к труду и обороне».
12 лет военно-патриотический клуб "Рубеж" занимается военно-патриотическим, физическим, духовным, нравственным и трудовым воспитанием учащихся. Учащиеся Клуба принимали участие в 52 показательных выступлениях, участвовали в фестивале «Сыны Отечества», 6 раз выступили на Всероссийских турнирах по рукопашному бою в г.Сергиев-Посад Московской области и турнире по кулачному бою в г.Санкт-Петербурге. Неоднократно участвовали в турнирах по боксу. Совершали экскурсии в Псково-Печерский монастырь и музей- заповедник Изборск. Проводились военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования дружин юных пожарных и соревнования по стритболу.
Занятия в Клубе позволили выработать у учащихся потребность в физическом и духовном совершенствовании и здоровом образе жизни. Экскурсии по историческим местам нашего района, связанных с героической обороной Печорской и Изборской крепостей, знакомство с историко-архитектурными памятниками, их красота и величие благотворно влияют на духовный мир подростков.
В неформальной доверительной атмосфере, возникающей в ходе экскурсий, идеи патриотизма, любви к Родине, беззаветной преданности ей глубоко проникают в сознание подростка и все это создают максимально благоприятную атмосферу для зарождения у подростка военно-патриотических чувств. Ремонт в Клубе сделанный руками подростков и совершенствование учебно-материальной базы позволил получить им трудовые навыки, реально оценить свои возможности и гордиться достигнутыми успехами.
Программа военно-патриотического воспитания подростков в 2001-2012 годах в военно-патриотическом клубе «Рубеж» финансировалась предпринимателями и Псково-Печерским монастырем.
3. Цель и задачи Программы
Целью программы является реализация положений государственной программы ««Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Воспитание и формирование гармонически развитой, социально – активной личности, граждан и патриотов Отечества.
Задачи:
1.Реализация потребностей учащихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для прохождения военной службы по призыву и контракту, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения.
2.Воспитание у учащихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, коллективизма и товарищества.
3.Формирование и развитие у учащихся дисциплинированности, добросовестного отношения к учёбе. Воспитание общей культуры, высоких морально – психологических качеств, физической выносливости и стойкости.
4. Оценка эффективности реализации Программы.
В результате осуществления Программы ожидается:
При определении эффективности военно-патриотического воспитании очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели, степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение учащихся. Однако при всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности военно-патриотического воспитания играют качественные критерии: глубина понимания и одобрения учащимися государственной политики, целей и задач Вооруженных Сил, степень доверия политическому и военному руководству страны, морально-психологическое состояние подрастающего поколения, его готовность к выполнению воинского долга, достойному служению Отечеству.
С помощью критериев эффективность военно-патриотического воспитания может быть определена тремя основными способами:
а) через конечный результат воспитания (определение эффективности данной деятельности в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом);
б) через конкретные особенности воспитания с точки зрения оптимального использования в процессе этой деятельности соответствующих средств, форм, методов для решения тех или иных педагогических задач в отношении различных категорий молодежи;
в) через изучение, фиксирование (по системе определенных параметров, показателей) тех реально проявляемых изменений, которые произошли или происходят в молодежной среде как в объекте воспитания в результате его осуществления.
Таким образом, критерии эффективности военно-патриотической работы позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения, не только усилия субъекта, но и их реализацию, воплощенную в объекте.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | Всего |
1 | Введение в основные этапы Российской государственности. Символы Российской государственности. | |||
1.1 | Российская государственность: этапы становления и развития. Российская Федерация в современных условиях. Символы Российской государственности. | 1 | - | 1 |
2 | История Печорского района и г.Печоры. | |||
2.1 | Дореволюционный период. После 1917 года. | 1 | - | 1 |
3 | Экскурсия в музей г.Печоры | |||
3.1 |
Обзорная экскурсия об истории города Печоры | 1 | 1 | |
Всего |
2 | 1 | 3 |
№ п/п |
Наименование тем |
Теор. | Практ. | всего |
1 | Дни воинской славы России | |||
1.1 |
История великих побед русской армии и флота: Дни воинской славы России |
1 | - | 1 |
2 |
История Печерской крепости |
|||
2.1 |
Строительство Печерской крепости. Крепость в период Ливонской и Северной войн |
1 | - | 1 |
3 |
История Изборской крепости |
|||
3.1 |
Труворово городище. Изборская крепость, план крепости. Словенские ключи. Изборско-Мальская долина |
1 | - | 1 |
4 |
Экскурсия в Псково-Печерский монастырь |
|||
4.1 |
Обзорная экскурсия об истории Псково-Печерского монастыря |
1 | 1 | |
5 |
Экскурсии в Изборский музей-заповедник |
|||
5.1 |
Обзорная экскурсия об истории Изборской крепости |
2 | 2 | |
6 |
Экскурсии к воинам-пограничникам |
|||
6.1 | Знакомство с условиями службы воинов-пограничников. Порядок охраны государственной границы. | 2 | 2 | |
всего | 3 | 5 | 8 |
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Устав внутренней службы ВС РФ | |||
1.1 | Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказаний. | 1 | 1 | |
всего | 1 | - | 1 |
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Строевые приемы и движение без оружия | |||
1.1 | Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и подход к начальнику. | 1 | 1 | |
2 | Строи отделения, взвода в пешем порядке | |||
2.1 | Развернутый и походный строй отделения. Отдание воинского приветствия отделением в строю на месте и в движении. | 1 | 1 | |
всего | 2 | 2 |
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Пневматическая винтовка | |||
1.1 | Назначение, общее устройство и принцип работы пневматической винтовки. Основы и правила стрельб. Требования безопасности при обращении с винтовкой. | 1 | - | 1 |
2. | Ведение огня из пневматической винтовки по неподвижной цели. |
|||
2.1 | Изготовка к стрельбе. Производство стрельбы (прикладка, прицеливание, нажатие на спусковой крючок). Прекращение стрельбы. Тренировка в однообразии прицеливания. Изучение первого упражнения из пневматической винтовки. Требования безопасности при проведении стрельб. | 1 | - | 1 |
2.2 | Выполнение первого упражнения из пневматической винтовки. | - | 1 | 1 |
2.3 | Соревнования по стрельбе | - | 1 | 1 |
3. | Ручные гранаты | |||
3.1 | Назначение и боевые свойства и общее устройство ручных гранат. | 1 | 1 | |
3.2 |
Требования безопасности. Правила метания гранат по целям из траншеи, стоя с места и на ходу. Тренировка в метании гранат. |
1 | 1 | |
4. | Автомат Калашникова | |||
4.1 | История создания автоматического оружия. Назначение и боевые свойства автомата. Общее устройство и принцип работы автомата. | 1 | 1 | |
4.2 | Неполная разборка и сборка автомата. | 1 | 1 | |
всего | 4 | 4 | 8 |
№ п/п | Наименование темы | Теор. | Практ. | всего |
1 | Ориентирование на местности без карты | |||
1.1 | Некоторые сведения о местности. Общее понятие об ориентировании. Способы определения сторон горизонта. | 1 | 1 | |
2. | Движение по азимутам | |||
2.1 | Понятие об азимутах. Движение по азимутам. | 1 | 1 | |
3 | Понятие о топографической карте. Работа с картой. | |||
3.1 | Масштаб карты. Измерение расстояний по карте. Определение прямоугольных и географических координат. Изучение местности по топографической карте. | 1 | 1 | |
3.2 | Ориентирование и движение на местности по карте. Определение расстояния до объектов. | 2 | 2 | |
всего | 5 | 5 |
№ п/п | Наименование тем | Теор. | Практ. | всего |
1 | Общефизическая подготовка с элементами бокса | |||
1.1 | Физическая культура как часть общей культуры общества. Её значение для укрепления здоровья, всестороннего физического развития, подготовки к труду и военной службе Гигиенические требования к занимающимся и местам занятий. Требования безопасности во время занятий. | 1 | 1 | |
1.2 | Боевая стойка. Повороты. Движение по прямой. Движение вперёд с прямыми ударами. | 2 | 1 | |
1.3 | Движение по прямой назад. Прямые удары в движении вперёд и назад. Прямой удар левой в голову из стойки, с шагом вперед в стойке и шагом назад. | 2 | ||
1.4 | Прямой удар прямой в голову из стойки, с шагом вперед в стойке и шагом назад. | 2 | ||
1.5 | Прямой удар левой в голову с шагом "челнок". Прямой левой и правой в голову из стойки. "Шаг влево", "шаг вправо" в стойке. | 2 | ||
1.6 | Двойной шаг вперед и назад в стойке. Контрудар прямой левой рукой в голову после применения защиты шагом назад. Защита подставкой правой ладони от прямого удара левой в голову. | 1 | ||
1.7 | Прямой левой в голову из стойки на месте и правой в голову с шагом вперёд. Прямой удар левой рукой в корпус из стойки на месте.Два прямых удара левой в голову с двойным шагом вперёд. | 1 | ||
1.8 | Прямой удар левой рукой в корпус с шагом вперёд из стойки. Прямой удар правой рукой в голову с шагом назад из стойки.Разучивание бокового удара правой рукой в голову из стойки на месте. | 1 | ||
1.9 | Защита отбивом правой ладонью вниз от прямого удара левой рукой в корпус. Прямой удар правой рукой в корпус на месте из стойки.Отработка контрударов.Разучивание бокового удара левой и правой рукой в голову из стойки на месте. | 1 | ||
1.10 | Бой с тенью.Защита отбивом левой ладонью вправо от прямого удара левой рукой в голову. Защита уклоном назад от прямого удара левой рукой в голову.Отработка контрударов. | 1 | ||
2 | Общефизическая подготовка с элементами борьбы | |||
2.1 | Приёмы самостраховки. Удержание сбоку. Задняя подножка под выставленную ногу. | 2 | 2 | |
2.2 | Запрещены приёмы в борьбе. Переворот захватом рук. Бросок рывком за пятку.Рычаг локтя через бедро. | 2 | 2 | |
2.3 | Удержание поперек. Переворот рычагом. Бросок через бедро с захватом пояса. Защита от броска через бедро. Рычаг локтя через предплечье после обратного удержания сбоку.Выведение из равновесия рывком с падением. | 2 | 2 | |
2.4 | Уход от удержания сбоку. Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Задняя подножка с захватом руки и ноги. Защита от бросков с захватом ноги. | 2 | 2 | |
2.5 | Узел поперек. Передняя подножка с захватом руки и пояса. | 2 | 2 | |
2.6 | Уход от удержания сбоку. Боковая подсечка с захватом рук снизу. | 1 | 1 | |
2.7 | Зацеп изнутри. Ущемление ахиллова сухожилия.Защита от боковой подсечки.Вольные схватки. | 1 | 1 | |
2.8 | Переворот с захватом руки и ноги изнутри.Бросок с захватом шеи и туловища сверху. | 1 | 1 | |
2.9 | Уход от удержания сбоку, вращаясь. Бросок через голову. Защита от зацепов. Вольные схватки. | 1 | 1 | |
3 | Общефизическая подготовка с элементами рукопашного боя | 14 | 14 | |
3.1 | Стойки. Техника передвижений. Техника падений, кувырков и перекатов. | 2 | 2 | |
3.2 | Техника ударов руками. Защита от ударов руками. | 2 | 2 | |
3.3 | Техника ударов ногами. Защита от ударов ногами. | 4 | 4 | |
3.4 | Защита от противника вооруженного ножом. | 2 | 2 | |
3.5 | Защита от противника вооруженного автоматом, пистолетом. | 2 | 2 | |
3.6 | Защита от ударов палкой. | 2 | 2 | |
4 | Общефизическая подготовка с элементами русского боевого искусства и кулачного боя | 12 | 12 | |
4.1 | Стойки. Техника передвижений. Техника падений, кувырков и перекатов. | 2 | 2 | |
4.2 | Техника защиты от ударов без контакта с противником. | 2 | 2 | |
4.3 | Техника защиты от ударов в контакте с противником. | 2 | 2 | |
4.4 | Техника освобождения от захватов. | 2 | 2 | |
4.5 | Болевые приемы, приемы обезоруживания и удержания. | 2 | 2 | |
4.6 | Техника кулачного боя. | 2 | 2 | |
5 | Занятия по хоккею | 24 | 24 | |
5.1 | Техника катания на коньках. | 16 | 16 | |
5.2 | Игрок в нападении | 4 | 4 | |
5.4 | Игрок в защите | 4 | 4 | |
6 | Занятия по футболу | 5 | 5 | |
6.1 | Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек. | 1 | ||
6.2 | Освоение ударов по мячу и остановок мяча | 1 | ||
6.3 | Освоение техники ведения мяча | 1 | ||
6.4 | Освоение тактики игры. Игры. | 2 | ||
всего | 1 | 84 | 85 | |
Тактико-специальная подготовка |
||||
1. | Организация и боевые возможности группы СпН | |||
1.1 | Организация группы. Штатное вооружение. Боевые возможности группы. | 1 | 1 | |
2 | Учебно-полевые выходы | |||
2.1 | Требования безопасности при проведении учебно-полевых выходов. Маскировка. Боевой порядок группы. Обеспечение боевых действий группы. Управление группой. | 6 | 6 | |
2.2 | Способы передвижения разведчиков. Организация дневки. | 7 | 7 | |
2.3 | Организация наблюдения | 4 | 4 | |
2.4 | Организация засады. | 4 | 4 | |
2.5 | Организация налета | 4 | 4 | |
2.6 | Организация поиска | 4 | 4 | |
всего | 1 | 29 | 30 | |
Медицинская подготовка | ||||
1 | Оказание первой медицинской помощи при ранениях |
1 | 1 | |
1.1 | Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Повязки и перевязочный материал. Правила наложения повязок. | |||
всего | 1 | 1 | ||
Радиационная, химическая и биологическая защита |
||||
1 | Приемы и способы индивидуальной защиты. | |||
1.1 | Средства индивидуальной защиты. Защитные свойства средств индивидуальной защиты органов дыхания: фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, комплектов дополнительного патрона. Порядок пользования. Требования безопасности при работе в средствах защиты органов дыхания. Средства защиты кожи: общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Правила пользования. | 1 | 1 | |
всего | 1 | 1 | ||
1 | Зачётные и контрольные занятия | 2 | 2 | |
ИТОГО | 12 | 132 | 144 |