Создав в 1950 году подразделения специального назначения, военное руководство не задумывалось на первых порах о том, что потребуются специальные учебные заведения для подготовки специалистов и командиров различных категорий. На первых порах, наверное, такой потребности не ощущалось. В строю находились офицеры и старшины, прошедшие войну. Их боевого опыта было достаточно. Но время шло, и такая потребность стала ощущаться все явственнее. Уже в 1957 году, закончив Оржоникидзевское пехотное училище, и попав служить в 92 роту специального назначения 25 армии, Колесник В.В. вспоминает, насколько трудно приходилось при освоении новых воинских дисциплин, таких как минно-подрывное дело, воздушно-десантная подготовка, тактико-специальная подготовка. Да и по другим дисциплинам, таким как связь, было немало нового. Вся надежда была на командира роты В.Е.Бреславского. Однако переподготовка офицеров, попавших в спецназ, осуществлялась в частях вплоть до 1968 года.
Как я писал уже выше, задуманное Г.К. Жуковым в 1957 году второе воздушно-десантное училище в Тамбове умерло, не родившись.
Офицеры высшего руководящего звена воинских частей какой-то особой подготовки, отличной от подготовки офицеров пехотных, а позднее и мотострелковых подразделений не получали. Они заканчивали туже самую Военную Академию имени Фрунзе.
Поступление на вооружение спецназа все новых и более совершенных видов, как стрелкового, так и инженерного вооружения, а также новых технических средств, в шестидесятых, потребовали от офицеров, прибывающих в войска, более углубленных знаний. Причем, эти знания желательно было применять сразу, по прибытию в часть, а не спустя полгода или год, когда офицер их мог освоить в полной мере. Так к 1968 году вновь созрела идея создать учебное заведение, которое бы готовило профессиональных разведчиков специального назначения. Самым удобным местом для этого учебного заведения было Рязанское воздушно-десантное училище. Курсантам - спецназовцам, также как и десантникам, необходимо было совершать прыжки с парашютом. Форму они носили одинаковую. Это позволяло не афишировать создание нового учебного заведения. До окончания существования факультета спецразведки в стенах РВДУ, ни в одном проспекте, рассказывающем об училище, не было ни слова о том, что помимо десантников, здесь готовят офицеров спецназа. Формирование Роты было поручено полковнику Щелокову Ивану Николаевичу, одному из офицеров спецназовского направления в ГРУ. Рота была сформирована путем передачи из курсантских рот десантного факультета курсантов, пожелавших служить в спецназе. На самом же деле командиры курсантских рот, таким образом, постарались избавиться от своих разгильдяев. Вследствие этого,9 рота училища, от ее основания до перевода факультета в Новосибирск, всегда отличалась в худшую сторону по вопросам воинской дисциплины. В то же время, учились спецназовцы традиционно лучше десантников. Несмотря на то, что рота насчитывала немногим более ста двадцати человек, ее сборная во многих видах спорта составляла серьезную конкуренцию сборным десантных батальонов. Генерал А.И. Лебедь, бывший долгое время офицером училища, в своих воспоминаниях писал, что если курсанты десантники были элитой Вооруженных Сил, то курсанты спецназовцы были настоящей элитой элиты.
Программа обучения курсантов 9 роты в корне отличалась от программы десантников. Она была направлена на приобретение более углубленных знаний, которые могли пригодиться при выполнении специальных заданий в глубоком тылу противника силами маленькой группы.
В программу также входило изучение иностранных языков. Каждый взвод был курсом. Он включал в себя четыре отделения, каждое их которых было языковой группой, которая постигала английский, немецкий, французский или китайский язык. С началом афганской войны в 1980 году на первый курс было набрано два взвода. В состав одного из них входило отделение, изучавшее фарси. Но персидские отделения набранные в последующие годы изучали дари, поскольку это был язык, наиболее распространенный в Афганистане.
В десантные учебные батальоны стали набирать на одну роту больше.
В 1981 году 9 рота произвела свой последний выпуск. Первый взвод, окончивший в том году училище, имел в своем составе трех золотых медалистов, в то время как весь десантный выпуск имел только одного. В том же году на базе взводов 9 роты были сформированы 13 и 14 роты, которые в начале 1982 года были сведены в батальон. Он находился в составе училища до 1994 года.
Помимо Рязани офицеров для спецназа поставлял разведывательный факультет Киевского ВОКУ. Однако там готовили войсковых разведчиков, поэтому киевлянам приходилось постигать азы спецназовской науки уже в войсках. Кроме них в спецназ попадали выпускники и других училищ. С развалом Союза, Киевское ВОКУ отошло Украине. Сухопутные войска России остались без училища, которое бы готовило разведчиков. Поэтому в 1994 году на базе расформированного Новосибирского политического училища создается новое общевойсковое училище, в состав которого вошел спецназовский батальон, переведенный из Рязани. Также в этом училище был создан факультет, готовящий офицеров для войсковой разведки. Данное училище действует и поныне.
Подготовка старших офицеров
Почти до конца семидесятых годов подготовка старших офицеров производилась, как и ранее, в Военной Академии им. Фрунзе. Программа их обучения ничем не отличалась от программы остальных слушателей. Но с 1977 года создается в составе разведывательного факультета Академии группа слушателей, которые готовятся специально для спецназа. И хотя в целом программа их обучения не намного отличается от программы, по которой учатся слушатели развед. факультета, но все-таки это серьезный шаг в деле подготовки офицеров старшего командирского звена. Выпускники академии направляются в войска на должности таких категорий как командир батальона, заместитель командира бригады.
В то же время, не имея возможности увеличить число офицеров, направляемых в Академию, руководство специальной разведкой компенсирует это направлением офицеров на краткосрочные курс "ВЫСТРЕЛ" в Солнечногорск. Первый набор слушателей на эти курсы был произведен в 1966 году. Спустя несколько лет из Солнечногорска эти курсы были переведены в один из подмосковных городов, где они и находятся поныне. Знания, приобретаемые на Курсах усовершенствования офицеров разведки, носят более практический характер и больше приближены к нуждам офицеров в войсках, поэтому ценятся очень высоко. Но, в то же время, возможности служебного роста они не дают. Это дает только Академия.1 ноября 1999 года в результате организационно-штатных мероприятий Военная Академия им. Фрунзе и Военная Академия бронетанковых войск были объединены в Общевойсковую Академию Вооруженных Сил Российской Федерации.
Офицерам специальной разведки, занимающим самые высокие штатные категории в руководстве специальной разведкой, для дальнейшего служебного роста необходимо окончить Академию Генерального штаба.